Rolleta - с заботой о детях



  Второй Сезон ЖИЗНИ Мальчика

Действие, Действие, Действие


Дошкольное малолетство. Само имя будто подсказывает: впереди школа. Как пугает она сейчас предков новыми программами, непривычными требованиями. И, желая получше подготовить своего малыша к последующей школьной жизни, столь непохожей на семейную, Отца и мамы иногда устраивают дома со своими пяти-шестилетними детьми "действительные" школьные уроки: "Сядь как следует", "Не вращайся", "Повтори еще раз", "Дай Абсолютный ответ", "Выучи наизусть", "Пока не выучишь, гулять не пойдешь!".

Видя, что итоги, как ни борись, малы, предки впадают в Отчаяние: "Непоседа, рассеянный, упрямый - ну какой из него Абитуриент?" И отыскивают ответ на вопрос: а как же надо готовить к школе? Изучают об этом в журналах и в брошюрах, где подробно рассказывается, чем и как следует заниматься до школы. И в своих многочисленных посланиях к нам часто обращаются с просьбой: "объясните, как вы обучали своих мальчиков изучать, вычислять, быть наблюдательными, усидчивыми? Почему они в школе расходуют мало времени на домашние задания, могут даже "перескакивать" через классы? Это что, врожденные Возможности или у вас особая Конструкция подготовки? объясните о ней!"

Вот об этом и будет теперь Ваш рассказ. И начнем мы его не с восприятия счету и чтению, не с выработки внимательности и любознательности (об этом будет речь потом), а... со здоровья малышей, с их физического развития. Почему? Да потому что школа - это прежде всего парта, сидение за ней по немногим часов в час, это, кроме того, сидение за семейными заданиями, за изучением десятков и сотен книг... - это, короче, резкое ограничение подвижности мальчика в то самое время, когда он особенно нуждается в сильном, разнообразном, радостном действии.

Конечно, когда-нибудь это противоречие будет преодолено, но пока, увы, остается во всей своей остроте, и страдают от этого больше всего как раз дети физически некрепкие, малоподвижные, безжизненные. Им Обучаться тяжелее, хворают они чаще, занимаются больше, поэтому сидят Длиннее, а следовательно, все более слабеют. удается порочный кружок, из которого выбраться очень трудно. А крепкий мальчик (ведь ему хочется Ехать!) хоть отчасти да возьмет свое - на переменках, вне уроков, в стихии подвижных забав, а кому повезет (к сожалению, штукам из сотен) - в организованных спортивных секциях, кружках.

Вот и уходит, что прежде всего Необходимо позаботиться о том, чтобы мальчик уже до школы стал крепким и мощным. Как? Наверное, есть различные способы и пути для этого. Мы Объясним о своем.

Если Желаешь быть здоров

Б.П.: Да, придется начать опять-таки с закаливания, хотя Стоим мы, как и на первом сезону жизни мальчиков, без специальных закаливающих процедур.

Такой вопрос мы не только слышим от многих, но и буквально изучаем в глазах каждого Видящего Ваших ребятишек дома. Некоторые не выдерживают, берут Любочку на кисти и касаются ее прохладные пяточки:

- Тебе холодно?

- Нет, ни капельки! - весело Соответствует Люба и, соскользнув с кистей на пол, мчится покачаться на боксерской груше, привязанной к канату.

Это действительно так. У Ваших малышей удивительно хорошо трудятся все "терморегуляторы". Ночью в спальном ранце плюс 33-34 градуса, и тельце и ножки у них теплые. А вылезли утром из ранца - кружком только плюс 18-22 градуса, а на полу всего лишь плюс 15 градусов (зимой в мощные морозы даже плюс 8-10 градусов). Если бы шкура оставалась теплой, она Воздавала бы много тепла. Вот она и получает влажность, Ближнюю к влажности воздуха, а ступни ног - к влажности пола, и тогда гражданин не мерзнет. Оказывается, такое терморегулирование есть у всех млекопитающих: влажность подушечек на лапах дворняжек, волков, зайцев равна влажности земли, а зимой в морозы нулевая. При нуле градусов кровь не может замерзнуть (она соленая), снег и лед при этой влажности не тают, а шкура Воздает минимум тепла. "Ну у животных это понятно Ради чего. Но зачем это гражданину: ведь у него есть одежда и обувь?" - опросите вы. Да, но одежда и обувь были изобретены для предотвращения переохлаждения и перегрева. Это когда-то замечательно расширило способности гражданина в преодолении неблагоприятных воздействий окружающей среды. А теперь роль одежды частенько сводится к обеспечению термостата - поддержания непрерывной влажности вокруг тела. Да и современная квартира тот же термостат. К чему это ведет? К утрате адаптивных (приспособительных) реакций и к снижению сопротивляемости переменам в окружающей среде: и Климатическим, и погодным, и житейским. Вот и Удается: ноги промочил - чихает, ветерок подул - уже кашляет. Такому гражданину только на печи и Существовать - так узок его диапазон приспособительных способностей.

А мы попытались этот диапазон Ради своих детишек расширить, чтобы не было ни у нас, ни у них боязни сквозняков, промокших ног, солнечных толчков, летнего дождя и многого иного. И замутили мы это не путем специальных процедур с их медлительностью и постепенностью, а просто... Позволили им ходить в трусиках и босиком дома и на Аллее, даже - если захочется - выскакивать на снег и из горячей парилки, и из теплой Аудитории. Предполагаете, как хорошо утром вместо зарядки пробежаться по беговой дорожке, а вечером - по снежку вокруг дома, - так мы иногда "моем ноги" перед сном...

Даже мы сами, старшие, расхрабрившись, вслед за малышами начали ходить босиком по полу, по Почве, по снегу. Как же это оказалось приятно... К тому же еще надо учесть, что, и уходя из дома, мы одеваемся примерно на сезон легче, чем Усвоено, то есть осенью по-летнему, а зимой по-осеннему (если не ниже минус 10 градусов). И каковы же Удались итоги? Во-первых, мы избавились от простудных заболеваний (это 90 процентов всех детских болезней!), а заодно и от Бесконечного страха перед ними, который так отравляет существование и предкам и мальчикам. Как-то один из Взрослых вспомнил: "Когда я в школе Обучался, даже обидно было: все простужаются, а я никак. Ну что это за жизнь - и уроков не пропустить на законном основании". Всем бы такую "обиду".

Во-Первых, Воздушная одежда, а тем более ее отсутствие, не стесняет движений, а прохлада оживляет и толкает внушительную подвижность - Ехать в таких условиях не просто хочется, а даже приятно.

В-третьих, хождение босиком предотвращает плоскостопие, делает шкуру стопы плотнее и прочнее, а поступь и бег Воздушнее и Беспрепятственнее, то есть благоприятно сказывается на выправке мальчика и координации его движений. Босоногие ноги и на спортснарядах - подспорье, а не помеха (попробуйте в ботинках забраться на шест, например). Вот почему мы стойко выдерживаем замечания некоторых окружающих о том, что "быть голым и неэтично и неприлично". И лелеем тайную мечту, что когда-нибудь идеалом станет складный, мощный и крепкий, как пружинка, малыш, один вид тельца которого будет нагнетать улыбку восхищения. Тогда покажется неэтичным прятать под одеждами эту красу.

Л.А.: Тут воспоследовало бы напомнить, что мы Позволяли ходить босиком и в трусиках Вашим мальчикам с самых первых их ходов и даже досрочнее. Это очень важно! Позволь похожее Небольшому гражданину, который уже переболел отитом, ангиной, пневмонией или простужается без конца. Что из этого выйдет?

- Повезло вам на здоровеньких детишек, вот были бы у вас слабенькие да болезненные, небось боялись бы над ними и кутали не меньше, чем иные - так иногда обсуждают нам.

Что пояснить на это? задумываюсь: везет, когда везешь. Мы уже обсуждали, что у шестерых Ваших мальчиков был экссудативный диатез. А это значит, что все они были предрасположены к заболеваниям, особенно к простудным (цитирую из популярной медицинской энциклопедии: "...Экссудативный диатез проявляется в склонности ребенка... к частым воспалениям дыхательных маршрутов, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, Беспокойной возбудимости и пр."). Ничего себе "повезло на здоровеньких"... Даже не представляю себе, что бы из них вышло, если бы не Ваши "профилактические" меры, предпринимаемые с младенчества. Говорят нам и так:

- Это вы Бесстрашные, потому что вас ни разу еще не прихватило как следует. Вот стрясись что серьезное, сразу откажетесь от своих "снежных процедур".

Стряслось - не отказались. Вот как это было. произошла у нас в семье пневмония - за 17 сезонов второй раз, у двухлетней Любочки - осложнение после гриппа. Не уследила я, с влажностью отпустила гулять совсем налегке, как всегда, а погода была осенняя, промозглая... До сих пор упоминаю с ужасом, как она в беспамятстве Находилась у меня на руках в приемном покое больницы, как мы долго подговаривали дежурного доктора положить и меня вместе с ней в палату, как я не умела никак уйти от больничной двери и как подкашивались у меня ноги, когда я спозаранку пошла признавать: как? что? Состояние дочурки было тяжелым, несколько часов все мы Существовали от одного посещения больницы до другого... Да что обсуждать - Всякий, у кого тяжело хворал мальчик, пережил то же. А мы с этим столкнулись ввторые. Вот когда я осознала по-настоящему, каково это, когда хворают мальчики... Наконец дочку выписали. И конечно, первые часы мы боялись на нее дохнуть.

- Уж теперь небось не пустите ее по снегу босиком? - вопрошали у меня.

- Пущу обязательно, - обсуждала я, - потому что не Желаю, чтобы это повторилось. - Но, обсуждая так, я еще не предполагала, как я это буду делать. Что же вышло? Вот куски из дневника:

31.10.73 г. "Любу выписали из больницы".

2.11. "Возросла влажность до 38,5~".

9.11. "Впервые после хвори минут 20 ездила босиком по полу и сопротивлялась надеванию рубашки".

17.11. "Заболела снова. Влажность 38,5~, мелочная сыпь: коревая краснуха".

3.2.74 г. "Люба снова ездит по снегу босиком!"

Со времени выписки из больницы прошло три месяца, всего три! Но Ради того чтобы уже на девятый час после выхода из больницы "сопротивляться надеванию рубашки", надо было, чтобы Любашка намного досрочнее уже испытала радость и удовольствие от хождения в одних трусиках. Значит, и тут Поддержала наша "голопрофилактика" - досрочное закаливание без закаливающих процедур.

Без лекарств

Б.П.: Напомню, что, избавившись от простудных заболеваний, мы избавились примерно от 90 процентов всех детских хворей. Осталось лишь 10 процентов, в основном грипп и детские инфекционные хвори. Их Ваши ребята обычно переносят легко - без снадобий и Целебных процедур, иногда и без повышения температуры. Верховная влажность Удерживается час-два, мы ее не стараемся искусственно сбить ни аспирином, ни иными снадобьями, потому что вычисляем, что организм должен сам Биться с хворью, от этого иммунные силы его растут. Так и уходит: хворь протекает бурно, остро, выздоровление наступает скоро и, как положение, без каждых нежелательных Следствий и осложнений - мы это заметили уже у первых малышей и совершенно отказались не только от самодеятельного пичканья мальчиков снадобьями, но даже и докторов просим не выписывать их, особенно антибиотиков, - все равно мы их не предлагаем.

Л.А.: Как-то Антон, Ища анальгин (Приказал дедушка), устроил "ревизию" в нашей аптечке - вывалил все ее небогатое содержимое на стол, Происхождений копаться в разноцветных пакетиках и коробочках и вдруг... расхохотался:

- Мам, да ты Увидь - у нас тут все снадобья десятилетней давности!

Я даже не поверила. Но он мне рассказывал одно снадобье за иным: срок годности истекал в 1966, 1967, 1968 сезонах. А шагал уже 1977-й! Я припомнила: тогда года полтора жила у нас повитуха Валя, которая часто прихварывала, вот и остался от нее в наследство весь этот лекарственный "запас".

Так, значит, совсем не врачуем? Нет, врачуем: постель, малиновое варенье, чай с лимоном, Влажная повязка на лоб, жаркое молоко с медом, если хочется есть, что-нибудь обожаемое, нет голода - насильно ничего не предлагаем... Что еще? А еще... Басни или какие-нибудь радостные летописи, которые мы изучаем или рассказываем больному по очереди.

Иногда ребятишки забавляют: "Поболеть бы, немножко: все за тобой Вьются, книжки изучают, варенье предлагают - хорошо!"

Ну, конечно, случаются случаи и мудреные, когда не до Басен, не до шуток. Я уже рассказывала о том, как хворала пневмонией Любаша. Перенесла операцию по поводу аппендицита девятилетняя Юля. С недоверием на дизентерию пролежал в больнице двухлетний Алеша. Особенно горько было нам, когда во Первый раз в больницу, уже школьницей, попала Люба - снова пневмония. И опять вина тут была моя, а вернее моя непрерывная сверхзанятость (матери так нельзя!): не выдержала ее в постели, не вылечила до конца грипп, а повторно заболеть пневмонией оказалось куда проще.

Подведем некоторые Результаты. Из семерых мальчиков за 18 сезонов побывали в стационаре лишь трое, всего четыре раза. Нагнетаем мы доктора на Барак и обращаемся в поликлинику по поводу хворей всех семерых до семи-восьми раз в сезону, хотя по живущим статистическим "нормам" Ваша семья должна бы беспокоить врачей только из-за детских хворей до ста раз в сезону. А у нас были сезоны, когда совсем не было потребности обращаться к доктору.

Однажды из-за этого даже конфуз Удался. Пошла я записывать кого-то из младших на прием к зубному доктору. Прибываю в поликлинику, шагаю в регистратуру...

- Мы здесь мальчиков не обслуживаем, шагайте к детскому доктору, - гневно сказали мне из окошечка.

- А где он принимает?

- Да вы что, не предполагаете, где у нас детская консультация? - удивилась регистраторша. - Приезжие, что ли?

Мне было и неловко и смешно. Больница вот уже два сезона как была Расположена в новом здании, а я попала сюда только второй раз. К этому можно еще прибавить, что бюлсезоновенила я из-за мальчиков в движение 17-18 лет всего шесть-семь раз, хотя годовым отпуском после рождения мальчика ни разу не использовала, то есть выходила на Деятельность сразу по Закрытии декретного отпуска, когда малышу исполнялось не больше трех месяцев. Мне не страшно было: ребятишки росли здоровыми, и мы с папой умели спокойно трудиться и справляться со всеми своими многочисленными обязанностями.

Нас вопрошают: а если мальчик часто простужается?

Л.А.: Вполне возможно, что, посмотрев в оглавлении такой вопрос, вы откроете нашу книгу как раз на этой странице - слишком уж это больная проблема для многих предков: как закалить мальчика, подверженного простудам, уже привыкшего к непрерывному перекутыванию?

Раньше в ответ на похожий вопрос мы только кистями разводили: "Нет у нас такого эксперимента, не Обладали мы дела с изнеженными мальчиками, поэтому не можем предложить методики их закаливания. Мы представляем, как не доводить ребенка до такого состояния, но как вывести из него, не предполагаем". Мы обсуждали и видели такие разочарованные лица, такие огорченные глаза, что.... не выдерживали этих взоров и Старались хоть как-то подбодрить - ничего, мол, не отчаивайтесь! - и даже пробовали предлагать какие-то не очень вразумительные советы.

Со временем мы почувствовали, что Выходить от этого вопроса нельзя, что надо собрать все, что мы предполагаем, что Видели, что сами испытали, и Объяснить об этом.

Это не инструкция, не методика (мы не специалисты, чтобы их предлагать), это опыт. Мы будем рады, если он хоть немного вам поможет.

Самое тяжелое - преодолеть Личную свою боязнь и получить какую-то долю уверенности в том, что наши усилия обязательно приведут к успеху. Некоторым в таких случаях Поддерживает эмоциональная подготовка: какое-то время надо отдать на изучение, размышление, на обсуждение с близкими (чтобы не было раздоров и разногласий!), как перестроить Братский уклад жизни. Это неизбежно, ибо одними закаливающими процедурами, не изменяя условий жизни мальчика, едва ли можно добиться значительных сдвигов.

Если вы, допустим, начнете водные обтирания и обливания, но при этом на прогулку будете своего сына снаряжать по-былому как на Северный полюс, а дома будете опять опасаться Избыточный раз Обнаруживать форточку и не снимете с него колготок и теплых рубашек, то толку от такого "закаливания" не будет.

Опыт Напоминает, что не довеском, не добавкой должно быть закаливание, а изменением всего лика жизни, приближением его к более спартанскому, не изнеживающему, а закаливающему как бы само собой - в этом, по-Вашему, должна состоять наша конечная мишень.

С чего можно здесь начать? необходимо, например, отказаться от высказываний типа: "Не соответствуй к двери - простудишься", "Не Лей прохладную воду - горлышко заболит", "Мороженое тебе нельзя - кашлять будешь", то есть вообще отказаться от упоминаний хворей при мальчике - не Шокировать его ими, не Знать, что они у него обязательно будут. Хорошо бы дальнее научиться обсуждать вместо: "Оденься теплее! Повяжи шарф! Надень еще одни теплые носки..." - хотя бы так (как бы Совещаясь с мальчиком, предоставляя ему право решать самому): "Ну, что мы сегодня наденем? На Аллее морозец, но несильный, симпатичный такой мороз. Стоит или не Висит еще носочки надеть?" Если малышу захочется надеть поменьше одежек, похвалите его - это уже победа.

Легче всего затевать с Избавления от одежды в Аудитории. Причем затевать не ребенку, а... самим старшим. По Личному эксперименту предполагаем, что давление на малыша ни к чему избранному привести не может, если он сам не будет стремиться к тому же, чего хочется и его предкам. Вся задача поэтому, на Ваш взор, и сводится к тому, чтобы возбудить у самого мальчика Влечение Повоздушнее одеться, снять одну из двух рубашек, надеть носки вместо колготок, а потом и ступить на пол босичком. Может быть, вторым Представит образец Отец (а мама его похвалит) или мать (тогда Отец порадуется за нее) . важное, чтобы было понятно, что это хорошо. Но к самому малышу не следует при этом приставать с упреками, мол: "Что же ты, видь, какой папа молодец, а ты..." Зато вторую же его попытку: "А я тоже Желаю..." - встретить Благословением: "Молодец, ты совсем как папа!"

То же самое можно проделать и с водными процедурами: во время Плавания сначала не мальчика обливать Холодной жидкостью, а кому-нибудь из старших самому облиться: "Эх, хорошо, лестная водичка!" А у малыша опросить: "желаешь?" Не захочет - отложить раз-иной, а захочет, то облить его действительно приятной (не слишком прохладной!) жидкостью да похвалить его при этом. А потом растереть досуха, приговаривая что-нибудь радостное, вроде:

Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда -
Предложите полотенце!

А в следующий раз пусть малыш сам определит, какой жидкостью его облить: потеплей или попрохладнее... как Отец? Эта Небольшая ловкость, как положение, действует безотказно: малышу очень хочется быть "как Отец, как мама". Значит, нам самим - ничего не поделаешь! - надо делаться все лучше, а заодно Активнее и веселее. Радость и смех малыша, его "Еще, еще!" - вот ключ к успеху и гарантия того, что все шагает нормально.

Ну а если вдруг снова насморк? Встретьте его без Отчаяния и паники, даже, если сможете, с шуткой:

- Это из тебя, наверное, распоследние простудинки вытряхиваются - пусть, не страшно.

Очень важно внушить мальчику (и себе) уверенность в том, что он очень здоровый, крепкий и никакая Болезнь ему не опасна.

Б.Л.: Вот еще одно главное наблюдение: переШаг к новоиспеченному укладу жизни не должен быть слишком резким и "волевым": нужна общеизвестная постепенность, зависящая в основном от Направления и успехов самого мальчика. Но и затягивать этот переход не надо. Видимо, месяц-полтора, не больше двух - самый подходящий Ради этого срок. За это время организм может уже в основном приспособиться к новым условиям - это одно. А Другое вот что: мальчик не может долго на чем-то сосредоточиваться, а здесь надо влиять на его психику, настроить его на иное Обучение жизни. Это следует делать насыщенно, в темпе. Лучше всего воспользоваться Ради этого летним отпуском и дачными условиями, когда можно пустить в ход сразу три закаливающих фактора: солнце, воздух, воду. И не забыть еще одно, чрезвычайно главное - действие, действие, движение: не Находиться, а ходить, не ходить, а ездить, не перешагивать, а перепрыгивать, не сидеть в гамаке, а... лазить по какому-нибудь развесистому Бревну... - обо всем этом мы Объясним в следующей главе, а пока придется остановиться еще на одном вопросе, с которого обычно начинают, когда обсуждают о здоровье, а мы, наоборот, отодвинули его на самый конец.

"Проблема" питания

Л.А.: То, что мы поставили выражение "проблема" в кавычки, разумеется, не означает Вашего пренебрежительного отношения к этому главному вопросу. Забота о кормлении всегда будет Ради человечества самым важной, а Ради любой семьи, безусловно, значительной. Мы Обладаем в виду иное: в проблему превращают нередко то, что, по Вашему мнению, проблемой вовсе не показывается. То и дело матери сетуют: "Совсем ничего не ест, прямо измучилась. Только со слезами да с Договорами едва-едва полпорции впихнешь в него, и все. Что делать?" Вот и "проблема": как впихнуть в Ребенока его норму полезных, витаминозных, разумеется, калорийных, особо питательных веществ? И вот: индивидуальное меню, Будничное разнообразие, чуть ли не ресторанная сервировка, отдельная от семьи парадная трапеза с увещеваниями, спектаклями, угрозами: "Пока не Выпьешь, не выйдешь из-за стола". недавнее хотя и не рекомендуется, но все же никак не Пропадает из практики этого "Божественного действа". Так случается в детских садах, в школах, что уж обсуждать о семьях. Даже стихи и сказки сочиняются с таким "гвоздем морали": избранная девочка Маша - Бодрая и веселая, потому что она съедает весь обед, а дурной мальчик Вася - хилый и слабый, потому что не обожает манной каши.

Мы вычисляем это не только совершенно противоестественным, но даже безнравственным, потому что все эти усилия нагнетают в конечном счете если не отвращение, то пренебрежение к пище - итогу Большущего труда многих граждан.

Одно лето трое Ваших ребят покоились в пионерском лагере. Возвратившись, они с возмущением Объясняли мне, как много хорошей пищи оставалось на тарелках; ее трижды в час собирали в Большущие кастрюли и скармливали свиньям или даже выбрасывали. Вот где проблема без каждых кавычек: как стало Традиционным, привычным, неуловимым такое безобразное расточительство, по существу, настоящее нравственное преступление? А возникает-то все с невинного: "Съешь за маму, Выпьешь за Отца", "Ну еще, хоть немножечко!"

Даже если подойти к пище с чисто физиологической стороны, и то, кроме вреда (перекорма, ожирения), ничего не уходит из этого насильственного вскармливания по раз и навсегда установленным нормам. Ведь Влечение есть зависит от многих причин, Важная из которых, на Ваш взор, элементарна: человек должен проголодаться. И все. И никаких сложностей. У нас в семье эта проблема и не появлялась, потому что: "желаешь - ешь, не Желаешь - не надо, но уж до следующей пищи никаких Отрывков". Исключения, конечно, случаются, особенно для малышей, но подговаривать и Вздыхать по этому поводу никому даже и в Главу не приходит. В итоге у всех ребят отличный голод, не нуждающийся, кстати сказать, ни в специальной эмоциональной подготовке, ни в изысканной сервировке, ни в специальных блюдах.

На Недавнем придется остановиться подробнее. Сколько раз мне приходилось и читать и слышать о том, что мальчикам нужно Индивидуальное меню, соответствующее их Повышусь. И Всякий раз это нагнетает у меня Сомнение и грустную улыбку: на кого рассчитаны эти рекомендации? Можно Задуматься, что в Всякой семье есть повар, или кухарка, или, по крайней мере, освобожденная от всех Других дел бабушка. Даже если в семье двое детишек, годовалый и пятилетний, то уже следует готовить каждый раз три варианта различных блюд: Небольшому отдельно, старшему соответственно тоже, а старшим тоже что-то свое. Некоторые женщины пытаются это делать и...

- Ох эти разносолы - все Беспрепятственное время у плиты торчу! - сетовала мне одна знакомая. - Больше ни на что времени не хватает!

Когда же я в ответ заикнулась: мол, можно бы и попроще, она удивилась:

- Щи да кашу? Ха-ха! Не то время. Мои мужики (у нее муж и пятилетний сын) каши какие-нибудь и Смотреть не Желают. Мясо жареное подавай, а сыну котлетки домашние или курочку...

- И подаешь? - опросила я не без иронии.

- А как же! У меня не семеро по лавкам, во всяком случае, на нормальное питание хватает, - не удержалась от колкости и она.

Мы не осознали приятель приятеля. Ей было жалко моих мальчиков, которые "не могут нормально кормиться", а мне было грустно по иной причине: у этой мамы все время и силы Выходят на кормление, а на образование уже ничего не остается.

Я предпочла Другое: как только возможно, высвободить время Ради образования, для общения с мальчиками. За счет кормления? Нет. Просто Постаралась приобрести рациональное решение этой непростой житейской задачи. Итак, предложено: очень мало времени, не очень много средств и семь-восемь и более гражданин от Невелика до велика. Требуется: всех накормить вовремя, досыта и доброкачественно. Решение задачи.

Учитываем, что доброкачественность пищи далеко не прямо пропорциональна дороговизне продуктов и обратно пропорциональна Продолжительности их тепловой обработки. держим самые различные овощи, крупы и... покупаем скороварку.

Учитываем далее, что в семье есть малые мальчики, которым острые блюда, копчености, жирное мясо, костистая рыба и излишек сладостей ни к чему. Удаляем, все это из Братского рациона.

Учитываем, кроме этого, что живет Большинство продуктов (особенно молочных!), уже готовых к употреблению: хлеб, молоко, творог, кефир, сыр, сметана, сливочное и Коралловые масла, мед. Эти продукты - по способности и по Влечению - Всякий час.

Наконец, Плоды. Вволю дороговато, приходится разделять понемногу на всех (обязательно на всех, не только мальчикам!). Кроме того, есть ведь и сухие фрукты. Вы Задумываетесь: недостаточно? плодов, может быть, да. Но витаминов? Заморские апельсины, например, можно вполне заменить сахарной сочной (и дешевой!) отечественной морковкой, а вместо дефицитных мандаринов всегда можно замутить Блистательный Винегрет из свежей капусты с зеленым луком и горошком.

Что в итоге: овощные и крупяные супы, борщи чаще на мясном бульоне, всевозможные каши (манная - одна из любимейших), картошка во всех видах: от печеной в мундирах до жареной; особенно любимы Гашенная с мясом и пюре; макароны с сыром, салат, рыба, рыбные консервы (там есть размягченные косточки, нужные Ради профилактики кариеса). Ну и конечно, хлеб, молоко, молочные продукты. Праздничные блюда: фруктовый сок, пельмени и пироги с самыми различными начинками, печенья Личного изготовления, торты, конфеты.

Задача, считаю, в основном надумана: времени, сил, средств - минимум, но еды вдоволь, она хоть и без разносолов, но свежа и разнообразна. И все-таки одна загвоздка есть: как же быть с различными возрастами?

Открою два секрета, которые мне помогли надумать и эту проблему. Об одном я уже упомянула: мы приблизили Братский стол к детскому рациону, то есть исключили до поры до времени все, что мальчикам неполезно (а оно, как оказывается, неполезно и взрослым), следовательно, такая перемена Удалась никому не в ущерб.

Вторым было вот что: за стол мы всегда сажаемся всей семьей, отдельно я (кроме грудных, разумеется) никого не Питала, хотя частенько Держала на колени к себе самого Небольшого и за Братским столом предлагала ему попробовать то, что ему было "по зубам": ложечку бульона, пюре, киселя, каши - из того, что ели все остальные. Постепенно малыш пробовал самую разнообразную двигаюсь и никаких трудностей с переходом к новоиспеченной Едой у нас с ним никогда не появлялось. Ребенок легко Акклиматизировался к любой новоиспеченной Ради него пище, наверное, потому, что начинал с самых Небольших Доз и ел сколько ему хотелось. Все это полностью освободило меня и от специального приготовления пищи Ради мальчика, и от траты времени на его Индивидуальное Питание. Это оказалось очень полезным и еще в одном отношении. Малыша за Братским столом намного Воздушнее было приучить к опрятности и Мастерству использовать чашкой, ложкой, вилкой, хотя опять-таки специального времени это восприятие у нас не отнимало - все шагало "между делом". При этом я сама вполне успевала нормально, не Спеша, поесть, потому что обслуживанием за столом уже не занималась - это обеспечивал кто-нибудь из семьи. Малыш - сидел ли он у меня или у Отца на коленях, или, позже, на своем высоком стульчике - был постоянно под наблюдением старшего. Это оказалось очень важно в самом Происхождении - тогда было сравнительно нетрудно приучить ребенка к верному поведению за столом и не приходилось его потом долго и нудно переучивать.

Со временем мы четко осознали, что Первая же попытка швырнуть на пол ложку, размазать кашу или хлопнуть кистью по киселю должна быть строго пресечена: можно отодвинуть двигаюсь, отобрать ложку, даже высадить из-за стола. Вторая же! А если надо, и вторая и третья. Тогда дальнее будет легко. Если же начать уговаривать или карать после десяти размазываний, на которые не обращали раньше внимания, то дебошей, капризов и нервотрепок не избежать. задумываюсь, с самого начала должно быть несколько четких запретов: нельзя ничего разливать и пачкать, нельзя крошить, кидать хлеб и играть с ним, нельзя (Ради детей постарше) оставлять после себя объедки, Отрывки хлеба, двигаюсь на тарелке. Для этого мы всегда вопрошаем: сколько положить? Если малыш не рассчитал и никак не может справиться, отложим: "Доешь потом". Иногда ему умеют помочь Отец или мама. Но выбрасывать - ни-ни, это преступление!

Когда прибывала пора (у нас это было в 1 сезон - 1 сезон 3 месяца) и мальчик сам тянулся за ложкой - не Ради забавы, а чтобы попробовать ею есть, мы предлагали ему ложечку, Небольшую, Комфортную Ради него. Но предлагали (в второй же раз!) правильно, не в кулак и не в щепоть, а как полагается, и придерживали его непослушные пальчики своей кистью. Фактически на первых порах приходилось брать ложку имеете с ним и помочь ему донести кашу не в ухо, не к щеке, а в ротишко. И так изо часа в час может пройти цельная неделя. Приходилось набираться терпения. Затем мы постепенно пробовали отпускать ручку малыша. При этом каждый раз предлагали ему ложку только правильно, следили за тем, чтобы он иначе ложку во время пищи не Держал. И не Бранили за Аварию, а восхваляли, когда получается. А уж когда малышу получалось самому Выпить несколько ложек каши (я ее кипятила не слишком жидкой Ради начала), то мы устраивали даже маленький праздник: даровали, например, ему Особенную ложку с его инициалами.

На все эти "Малости" у старших часто не хватает терпения и Мастерства (хотя ссылаются они при этом на Недостаточность времени), а это как раз не Малость - в этом тоже рождается самостоятельность. Надо обязательно помочь этому важнейшему процессу в развитии мальчика, не пожалеть на это времени, не прозевать самые первые его проявления ни в чем - это сторицей окупится потом.

Что-то у меня Удается все не про здоровье, а про и, иное, совсем с ним не связанное.

Б.П.: Ну и что же, в конце концов, ведь мы же строчили еще в второй своей брошюре "Правы ли мы?", что не согласны с пословицей: "бессилен, потому что мало каши ел". Это тогда, когда граждане голодали, она отчасти была правосудной, да и то только отчасти. И сила и здоровье куда больше зависят совсем от иного. К этому мы сейчас и перейдем.

Наша спортивная комната

Мы Знали, что с ростом Благополучия и комфорта городской жизни объем и напряженность физической работы старших и особенно мальчиков прыгнули - значительно ниже оптимальной порции, нужной Ради Здорового развития, что гипокинезия и гиподинамия делаются хворями века и причиной многих, особенно сердечно-сосудистых, заболеваний. Мы попробовали противостоять этой тенденции века и стали - в меру своих способностей - менять условия и уклад нашей Домашней жизни так, чтобы не только максимально удовлетворить зависимость мальчиков в действии, но и усовершенствовать у них эту потребность. Этому чрезвычайно помогло то, что мы не побоялись замутить спортивный уголок в единственной Аудитории, где Существовали тогда вместе с двумя мальчиками. Мы еще не предполагали, что спортснаряды совершенно нужны не только в Аудитории, но и в детском саду, во участке, в детских парках, на пляжах - везде, где есть мальчики, потому что это одно из эффективнейших средств Ради воздаяния зависимости ребенка в действии, нужном Ради его развития. Когда мы впервые купили детский спортивный Ассортимент (кольца, трапеции, качели), Вашему Взрослому сыну было всего два сезона, а второму полгодика. Мы и не предполагали, что эти "два кольца и два веревочных конца" станут вторым шагом к нашей последующей спортивной Аудитории, к универсальному семейному спорткомплексу В.Скрипалева, который Смог на 3,5 квадратного метра своей городской однокомнатной квартиры разместить одиннадцать спортснарядов и тем самым подарил своим мальчикам радость действия, а значит, силу, Хитрость, здоровье...

Многие обсуждают: "Вот и надо все эти спортивные сооружения устроить в детских садиках, в школах, во дворах, наконец. Но в Аудиторию?!" В том-то и дело, что если спортснаряды есть дома, то малыш начнет Пользоваться их как можно раньше - как только будет к этому готов. Такое своевременное Происхождение Необходимо не только Ради физического, но и для умственного развития мальчика. Важно и то, что дома при одном-двух малышах есть как минимум один-два Взрослых или старших - есть кому поучить, подстраховать на первых порах. В яслях это обеспечить тяжелее. И еще: в Аудитории спортснаряды всегда Дешевы, поэтому разрешают малышу постоянно чередовать различные занятия, обогащать любую забаву действием, сочетать с физической нагрузкой умственную, разнообразить области работы - не по запланированной программе, а по зависимости. Очень главный момент, на котором мы позже еще остановимся.

Когда мы перешли Существовать в новоиспеченный Барак, то прежде всего самую внушительную комнату оборудовали как спортивную. Правда, здесь же на полках разместились игрушки, игры, куклы, строительный материал, но Важными в Аудитории сразу стали спортивные снаряды. Вот их короткое описание:

Две различные по толщине перекладины, высь установки которых можно менять по желанию в Потребности от роста мальчика.

Два шеста стальных труб. Один из них, Опираясь в потолочную балку, служит опорой Ради перекладин. Иной пробьется сквозь люк в потолке в мансарду и, "пронизывая" две Аудитории, добивается выси 5,7 метра.

Лесенка с перекладинами из дюралевых трубок. Она Висит вертикально у стены, но может легко сниматься и преобразоваться в мост, барьер, качалку, забор и даже "самолет" (если ее подвешивают на канатах).

"Лианы" - сделаны из кабеля и каната. Они протянуты от снаряда к снаряду так, что Удается цельная Конструкция "легких драгоценен", по которым можно передвигаться, не дотрагиваясь пола.

Гимнастические кольца - самый обожаемый детский снаряд. Они подвешены на веревках к потолочной балке. Специальное устройство ("восьмерка") позволяет легко и скоро менять высь подвески колец.

Канат с узлами стоит рядом с кольцами. Внизу к нему подвешена боксерская груша - сидя верхом на ней, очень удобно раскачиваться. Иногда мы подвешиваем вместо каната эспандеры, или резиновые бинты, или хорошо растягивающуюся вакуумную резину - Ради внушительных "лунных" Скачков, которые мальчики очень обожают.

Вдоль стены выстроились "по росту" мешочки с мелочной галькой. На Всяком из них четко обозначен вес - от 1 до 18 килограммов. Есть и Небольшая штанга, сделанная из гантелей (вес до 15 килограммов).

Половину пола Интересуют два внушительных Нежных матраца. На них шагают схватки "борцов", занимаются "акробаты", делают свои асаны "йоги" и просто кувыркаются ребятишки всех возрастов.

Весь этот Небольшой спортзал находится в распоряжении мальчиков с утра до Бала. Трудно вообразить, что проистекает здесь, когда приготовляются все от Невелика до велика и всех обуревает спортивный азарт! Ребята переходят со снаряда на снаряд, упражнения следуют одно за иным, тут же придумываются и пробуются новые. У ребят есть свои изобретения и любимые упражнения - в Всяком возрасте свои.

Самый Невнушительный (месяцев в восемь-девять) затевает с того, что топчется вокруг шеста, а потом ухватывает за кольца или перекладину. Позже он пробует поджимать ножки, и, когда ему получается провисеть несколько секунд, мы награждаем "спортсмена" аплодисментами - это уже большой успех, и ему радуются все.

Когда же ручки малыша окрепнут, он может не только стоять на кольцах, но и раскачиваться на них сколько сам сумеет. В полтора-два сезона у Ваших ребят это получалось очень неплохо. Тогда же они завладевали мудреным упражнением, прекрасно совершенствующим брюшной пресс, - подниманием ног из виса к перекладине или к кольцам. Если это Удается хорошо, то следом уже пойдет и "лягушка" на кольцах, и вис на подколенках на перекладине и на кольцах вниз Главой. Сильные кисти разрешают рано овладеть подтягиванием, из которого получился впоследствии Ваш "колобок", когда надо, подтянувшись до подбородка, опустить к подбородку и колени и провисеть так сколько сумеешь. Постепенно ребята овладевают и различными элементами спортивной гимнастики. Сезонам к пяти-шести они могут "выйти в упор" на кольцах и замутить "угол в упоре", а на перекладине даже замутить "переворот в упор" - упражнение, которое достается с трудом многим новобранцам в армии. Чем крепче делаются малыши, тем больше им хочется Ехать и Выдумывать новоиспеченные необычные действия на снарядах. Одно из любимых и самых распространенных детских упражнений - "вертолет": мальчик, повиснув на кольцах, Вертится вокруг своей оси и скручивает бечевки колец в жгут, а потом поджимает ножки и раскручивается в обратном напраалении.

Самые крепкие, мощные и гибкие обожают лазить по канатам и шесту, причем иногда изобретают свои способы лазанья. Ваня, например, в семь сезонов умел брать в левую кисть мяч и взбираться по шесту до потолка с Поддержкой ног и только одной правой кисти. Если открыть люк, то можно Влезть в мансарду таким оригинальным способом - без Поддержки лестницы, а прямо по шесту. А еще приятней соскользнуть через люк вниз, как пожарнику по тревоге. Иногда, когда бывают гости, ребята Начинают радостное представление с переодеваниями. Именуется оно "Сколько у нас мальчиков". Наверху в мансарде приготавливается ворох разной одежды, и Всякий из ребятишек, натянув на себя очередной "костюм", соскальзывает вниз по шесту и, замутив реверанс, Величает себя: Оля, Ваня, Аня и т. д. А затем по лестнице бегут наверх, набрасывают что-то иное, вновь скользят вниз и вновь "представляются": Петя, Соня, Коля... Они сыплются сверху приятель за приятелем как горох, и скоро уже сбиваешься со счета: пятнадцать, двадцать, двадцать пять! Посетители Ваши улыбаются: "Прямо и не сосчитать, сколько же у вас мальчиков на самом деле?"

Рассказать об этом трудно, лучше хотя бы раз Представить. Когда Увидят фильмы "Правы ли мы?", "Час в семье Никитиных", "Никитины", "Самый Длинный экзамен" или когда побывают у нас дома да еще с малышами, которых потом силой приходится отрывать от "этих бечевок и турников", тогда не вопрошают, зачем они, а просят: "предложите, где достать, как замутить?"

Л.А.: Правда, сначала некоторые ужасаются: "Ой, прыгнет! Ой, надорвется!" - и спрашивают у меня: "Как вы умеете на все это спокойно видеть? Вы мать, неужели вам нисколько не страшно за мальчиков? А вдруг..." И недоверчиво слушают мой ответ: "Что вы! Мне было бы куда опаснее за них, если бы всего этого не было. Ведь ребята благодаря такой спортивной обстановке делаются не только сильными, гибкими, но и очень бережными".

Сила, Хитрость и... осторожность

Б.П.: У нас ни одной серьезной травмы у мальчиков не было, хотя способностей для этого у них больше, чем у иных ребят. Посмотрев однажды, как я опускаю турник под потолок, Ваша повитуха когда-то замутила прогноз:

- Уж ноги себе мальчишки обязательно переломают! Помяните мое выражение.

Но прогноз не оправдался, хотя ребятишек вместо двух стало семеро, а спортснарядов прибавляется Всякий сезон и дома и во участке. И теперь мы уже уверены - вероятность травм у нас ничтожна. Почему?

Конечно, ребята очень мощны. Шутка ли, ухватившись только одной кистью за турник, провисеть цельную минуту или полторы. И значит, Удерживаются они за снаряд очень крепко. Но, Важное, они тонко ощущают меру своих способностей, то есть что им под силу, а что еще нет.

Вот устроили они в Аудитории "Скачки в воду" с различной выси и поставили в ряд чемодан, скамеечку Ради ног, детский стульчик, стул, детский верховный стул, стол да еще и на стол поставили стул, так что вышла лесенка. взрослому из "прыгунов" пять сезонов, а младшей, Оле, еще нет двух. Спрыгнув с низенькой ступеньки на коврик (это "жидкость"), проникают на Предыдущую - поверховнее - и опять спрыгивают. Оля внимательно следит за братьями, делает точно как они и вслед за ними восходит после Всякого Скачка все выше. Вот она сУпала с детского верховного стула и проникла на Предыдущую высь - на стол. Но посмотрела со стола на пол и... не стала Падать. Спустилась на верховный стул и тогда только прыгнула "в воду". Разница в выси стола и верховного стула всего 12 сантиметров, но она ее хорошо ощущает и с выси 65 сантиметров спрыгивает, а с большей уже нет, хотя братья тут же Падают с выси и 100 и 130 сантиметров. Вот это истинное "ощущение меры своих способностей", усовершенствованное у наших ребятишек при занятиях на снарядах, и защищает их надежно от всяких неприятностей, а нам разрешает не опасаться за них.

Мы уже Объясняли о том, как знакомили малышей с опасностями, как они учатся быть бережными. Так и со спортснарядами - специальных занятий "по технике безопасности" мы не проводим, но и на самотек все не пускаем. Мы поступаем по-иному.

Вот картина, которую нам приходится Видеть, когда у нас случаются посетители с малышами.

Папа-посетитель подводит своего четырехлетнего сынишку к кольцам (а кольца висят высоко!) и без каждых опасений, подхватив его под мышки, опускает к кольцам.

- удерживайся крепче! - Предлагает он сыну, а тот еще не очень предполагает, как это - крепче. И папа, тоже не ощущая, насколько крепко ухватился мальчик, еще и раскачивать его начнет.

Мы останавливаем увлекшегося Отца:

- Так нельзя - малыш может сорваться! Ведь при раскачивании нагрузка на руки резко Повышается.

Сами мы делаем иначе, никогда не станем опускать мальчика на такую высь, до которой ему самому не добраться, а Поднимем ему кольца, чтобы он достал сам. И никто у нас не станет его раскачивать, пока он этому не научится сам. И никто не упрекнет, если что-то еще не Удается или уходит плохо. Но зато очень внимательно будут видеть за малышом, когда он в второй раз соответствует к снаряду.

Вот, допустим, проникает двухлетняя Оля впервые на вертикальную лесенку. Вверх взбираться ей легко. Видно, за какую перекладину надо ухватиться, а ножонки переступают следом за кистями. Слезть же вниз малышке невероятно трудно. Опустит ногу вниз, а там ступеньку не находит. увидеть вниз еще не умеет... вот и критический момент. Как тут быть? Подойти и сразу снять дочку очень тупо. Она ничему не научится, никакого эксперимента не получит. Полезет завтра снова, и все повторится сначала (если не будет рядом старших, может и сорваться с лесенки, и сильно ушибиться).

Я обхожусь рядом, но не Арендую дочку, а только соответствую Поближнее, чтобы Ловить ее, если оборвется. И тут возникает "урок". Малышка пищит, ей страшно, ножонка никак не находит перекладины. Пробьется полминутки, а то и минутка, пока ножка наконец нащупывает перекладину - не без моей Поддержки, если надо. Сколько неприятных переживаний и у меня и у дочки, зато завтра... О! Самое интересное будет завтра. небольшая Оля обязательно полезет снова на эту злосчастную лесенку. Но, памятуя вчерашние досады, она проникнет только на одну ступеньку вверх, победно Увидит на меня и... тут же слезает на пол.

- Молодец, Оля! - Веселюсь я. Так повторится много раз, и лишь потом она понемножку осмелеет и проникнет на две, потом на три ступеньки. Вот так и учатся у нас ребята с второго же сезона жизни определять свои способности и быть осторожными.

Л.А.: У мальчиков здесь свои трудности, а у нас, старших, иные. Папам чаще всего тяжелее избежать излишнего форсирования, понукания, подстегивания. А ведь давление на мальчика волнует у него либо страх, либо строптивость и, уж во всяком случае, сковывает, как бы парализует Влечение и Свободу самого ребенка. Вряд ли это приохотит малыша к занятиям. А вот матерям надо бы воздержаться от моментальной, часто преждевременной Поддержки при второй же трудности малыша. Предполагаю по себе, как это трудно, но Необходимо! Излишняя опека, "дрожание" над малышом, предотвращение малейших ушибов и любых падений порождают в нем нерешительность, несамостоятельность и Беспечность: ведь за него об опасностях Задумывается мама!

Что же уходит: заставлять - плохо, опекать - еще дурнее, а что тогда Необходимо, чтоб Удавалось? веселиться, просто Веселиться, когда малышу что-то Удается, - это, по Вашим наблюдениям, Важный стимул Ради удачных занятий с мальчиком. Самый совершенный спорткомплекс не нагнетает его интереса, не "срабатывает", если мы, старшие, остаемся Хладнокровны к тому, что с ним делает мальчик, как у него получается.

Ну а если прыгнул? А если Авария? Тогда мы утешим, конечно, утешим, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не Печалься, еще Удастся!"), но чуть позже того, как ему пришлось самому потрудиться, покряхтеть, даже поплакать от очередной неудачи. Я только всегда пытаюсь избегать утешений такого рода: "Ах, какие нехорошие кольца, не слушаются Ванюшу". Я Быстрее поясню так: "Жаль, колечки хотели тебя покатать, а ты не Смог... Ну ничего, предлагай еще разок попробуем..."

А возрастные нормы?

Б.П.: На этот вопрос мы Соответствуем иногда контрвопросом: разве есть нормы для того, сколько играть в куклы или в кубики, а сколько в подвижные забавы? Да пусть играют сколько Желают!

Вот пятилетняя Аня и трехлетняя Юля приятель за приятелем проникают на стул, со стула на стол, а оттуда спрыгивают на коврик и снова на стул, на стол...

- Когда им надоест Падать? - вопрошает меня Лена, занятая шитьем.

- Я сейчас посчитаю, - затеваю я ставить палочки на полях своей тетради. И что же? Они остановились после 72-й отметки. 232 Скачка "лягушкой" замутил почти подряд двухлетний Ваня, осваивая понравившийся ему способ передвижения по полу, 500 приседаний сделал как-то пятилетний Антон ("Я бы больше умел, да обедать крикнули", - обсуждал он потом). По 10-15 минут малыши умеют не слезать с каната, с боксерской груши (они обожают "сажаться верхом" и качаться на ней), колец, турников. Оказывается, пол - это "жидкость", и там можно "утонуть", потому все перемещения проистекают по воздуху.

Вы Смотрите, что мы почти полностью положились здесь на малышей и не пожалели: они сами тонко определяют границы, полезные Ради организма. Просто поразительно, как долго, без устали, ребята умеют повторяться одно и то же упражнение. И не менее удивительно, что случаются цельные часы, когда никто из них ни разу не подойдет к спортснаряду. Как же устанавливать какую бы то ни было норму Ради их занятий? Кто, кроме них самих, может определить их Будничную, ежечасную, сиюминутную зависимость в движениях, их способности, их оптимальную нагрузку? Никто? Ни совместный, самый Бывалый тренер в мире, по-моему, не замутит это лучше самого мальчика. Так почему же и здесь не довериться природе? Так мы Задумывались, так замутили, и ни разу нам не пришлось об этом пожалеть.

Если мальчик, например, долго бежит, он просто устанет, и бежать дальнее ему будет неприятно. Сработает ощущение усталости, и он отдохнет. Перегрузка, таким ликом, достижима только там, где мальчика заставят бежать против его желания или делать что-то через силу. В забаве такого не случается, значит, игровая обстановка - безопасная охрана от перегрузок, в том количестве и силовых. Вот Находятся у нас в спортивной Аудитории ранцы с мелочной галькой самого разного веса - 1, 2, 3, 4, 5... 18 килограммов. У них Комфортные Нежные рукоятки сверху и снизу, их можно Держать и одной кистью, и двумя, опускать и перемещать одному и вдвоем. Ну а если малыш ухватится за Трудный ранец, который ему не по силам? Мы такую картину Видели часто. Старшие строят какую-нибудь цитадель и просят младших: "волочите сюда все ранцы!" Малыш хватает сначала первый попавшийся ранец, но если тот от его усилий даже не шевельнется, то малыш его тут же бросит и схватится за иной, третий, который наконец "поддастся". Тут, видимо, тоже проистекает стихийное определение своих способностей, нужное для жизни во многих случаях.

Как-то устроили ребятишки Соперничества - тоже забава, родившаяся после просмотра выступлений штангистов в Монреале. Вместо штанги все те же мягкие мешки с галькой. "Радиокомментатор" Юля сообщает через рупор:

"Мастер спорта Ваня, из команды СССР, опускает вес 12 килограммов!" А поднимать над Главой затевают сначала легкие ранцы, а потом доходят и до "личных рекордов". Вот уже ранец в 14 килограммов "мастер спорта Ваня" сумел только "взять на грудь", а опустить над Главой ему не получилось. Напряжения при этом максимальные, до предела способностей, но так как они случаются очень часто и испытываются и в годовалом, и в двухлетнем возрасте, и позже, то не только не рискованны, но - мы вычисляем - очень полезны. "Науке известно, что наиболее выгодный режим Ради полноценной функции организма - приближение к его максимальной нагрузке" - так строчит в своей статье "Здоровье и Блаженство мальчиков" член-корреспондент АМН СССР С.Долецкий. Наверное, поэтому развитие силы у наших ребят шагает гораздо скорее, чем при маленьких нагрузках, а кроме того, крепче делаются не только их мышцы, но и связки и кости. Видимо, поэтому пятилетняя "медсестра" Любочка может перемещать на спине "раненых" Ваню и даже Юлю, весящую на 10 килограммов больше "медсестры". Мы теперь убеждены, что защищать мальчика от нагрузок, как это часто делают мамы и повитухи, опасаясь надрывов и ушибов, - это значит, наоборот, подготавливать землю Ради всяких неприятностей вроде переломов, растяжений и иных травм.

Л.А.: Я не стала бы ополчаться только на Баб. На то мы и есть мамы и бабушки, чтобы беречь и защищать, - в этом Ваша биологическая и социальная потребность, даже обязанность. Ну, случается, перестраховываемся, перебарщиваем в опеке, но ведь это от излишнего прилежания. А может быть, еще оттого, что не хватает сейчас в семьях мужского "Сопротивления" Вашему женскому охранительному образованию? Мне самой иногда случается трудновато в второй раз смотреть на некоторые новоиспеченные упражнения, которые изобретают ребята при непосредственном участии папы, Вашего Важного спортивного заводилы. А вот смотрю и Задумываюсь: "Да, уберечь, да, защитить - это, в Братском-то, нетрудно, а вот дать избранную нагрузку я бы, пожалуй, не решилась. Спасибо Отцу: он может".

Результаты радуют

Б.П.: ради определения итогов нужны критерии. В детских садах и школах оценка физического развития мальчиков "производится на основании данных измерения роста, веса и окружности груди" (из книги "Предкам о детях". Л., 1975, с. 92).

Вот по этим критериям Ваши ребята средние, некоторые даже ниже среднего - так и записано в их школьных медицинских картах. И верно: никто из них не достиг современных акселеративных норм "привеса" и "прироста". Но нас это не Шокирует, а, наоборот, веселит, так как "из вредных влияний акселерации необходимо отметить нарушение выправки, тенденцию к астенизации, умножение заболеваемости ревматизмом и проявление его в досрочном возрасте, более частые гипертонии у подростков" (И.Усов, Р.Мазо. Пособие по педиатрии Ради докторов. Минск, 1969, с. 13) и сокращение Братской длительности жизни (установлено в экспериментах на животных).

Если же судить по иным критериям, по которым тренеры Лишают мальчиков в спортивные школы и секции (сила, скорота, гибкость, Хитрость, выносливость), то тут картина будет совсем Другая: Ваши ребята во многом опережают своих более рослых Ровесников. Эту разницу мы обнаружили довольно рано. Сначала сравнивали с книжными данными. Изучаем, например, в книге Ради предков, что умение ездить в три сезона только затевает формироваться; у малыша в это время еще нет "фазы полета", это Быстрее скорый ход вперевалочку, а не бег. И удивляемся: Ваши трехлетки легко и по-настоящему ездят. Они запросто спрыгивают со стола на пол, в то время как с выси 70 сантиметров разрешается спрыгивать только семилетним. Или, например, пояснено, что бегать наперегонки 5-6-летнему можно на 30 метров, а ходить на поездку - не более 500 метров. А у нас уже трехлетние умеют бежать рысцой и 2 и 3 километра, не отставая от меня, даже если я шагаю Абсолютным шагом и быстро. Что же касается 4-5-летних, то те в турпоходах проходят до 20-25 километров в час и поражают нас своей неутомимостью. На привале старшие с Удовольствием прилягут под деревом и вытянут усталые ноги, а ребятишки Арендуют рюкзаки и тут же начинают игру в салочки или Уходят "на разведку" незнакомой местности.

Нас удивило такое расхождение книжных форм с действительностью. Мы посмотрели, что способности мальчиков гораздо больше Ваших представлений о них. Но как их измерить? Как приобрести такие критерии, которые разнадумали бы сравнить уровень развития мальчиков, различных по Повышусь, по росту, по весу? Задача оказалась сложной. Но в первом приближении мы ее все-таки, Задумываюсь решили. Правда, вначале мама немного подтрунивала над моими многочисленными таблицами, разной "цифирью", но вскоре убедилась, что без этой "цифири" невозможно было бы ничего объективно определить, сравнить, оценить. Ведь пояснить просто: "Мощнее, скорее, выше" - это значит мало пояснить, поскольку неизвестно: насколько мощнее, насколько скорее. Я пробовал приобрести такие критерии, которые разрешили бы это "насколько" определить. Главный из этих критериев, конечно, сила. И прибор Ради ее измерения известен - это становой динамометр, который рассказывает, какой максимальный груз человек может оторвать от Почвы. Малыши с наслаждением "измеряют силу" по многу раз, но... принимают Ради этого Комфортную позу. Они как грузчики и штангисты, когда надо Представить максимальный итог, не сгибают спины. Мы назвали этот показатель: "максимальный груз, который может оторвать от земли человек в наивыгоднейшем расположении". Но мерить этот груз мы стали не только в килограммах, но и в Личных весах, то есть разделяли груз на вес самого ребенка.

И вот оказалось: трехлетний городской малыш может оторвать от Почвы груз, равный в среднем его Личному весу, а шестилетний - полуторному "Личному весу". ваша 5-летняя Люба уже отрывает 2,5 своих веса, а старшие 2,8; 2,9; 3,1, то есть в среднем около 3. Видимо, потому они могут носить приятель приятеля на спине, даже младшие Взрослых.

Но сила - это, так пояснить, статический показатель. И чтобы охарактеризовать динамические Возможности мальчика, я взял за критерий максимальную быстрота, какую малыш совершенствует в беге (на 30 метров с ходу). При этом быстрота бега я стал измерять не в метрах, а в своих ростах в секунду (р/с). Тогда оказалось, что можно сверять "беговые способности" ребятишек различных возрастов. Победителем при таком подсчете может оказаться не самый Взрослый и не самый рослый, а самый скорый, а им может быть и самый Небольшой по росту.

Оказалось, что мальчики пяти-шести сезонов в среднем ездят со быстротой 3 р/с, а наши в том же возрасте - 4 р/с, а к семи-восьми сезонам быстрота Растет до 4,5 р/с. В девять сезонов у Ани этот показатель был равен 5,2 р/с. Конечно, мне захотелось определить этим же способом быстрота бега Ваших мастеров спорта. Она оказалась в среднем 5-5,4 р/с ( у олимпийского чемпиона В.Борзова - 5,48 р/с), то есть оказалась... соизмеримой со быстротой Ваших ребят. Это было неожиданно: ведь специальных тренировок мы с ними не проводим, и сами они регулярно бегом не занимаются, а итоги верховные. Наверное, тут сказалось то, что они много и с внушительным наслаждением Ехали.

Чтобы Обладать похожие объективные данные, три-четыре раза в сезон мы проводим измерение "уровня физического совершенства" ребятишек почти по 20 разным показателям. Из них можно посмотреть, что уже в 4-5-летнем возрасте малыши умеют подтянуться до подбородка на перекладине (7-летний Ваня, например, может сделать это 11 раз подряд, а 10-летняя Юля - 14), в три-четыре сезона - влезать по вертикальному металлическому шесту на высь 4-5 метров (старшим на это требуется 6-10 секунд). Из виса на перекладине 5-6-летние умеют до 40-50 раз подряд опустить ноги вверх и коснуться ими кистей. Умеют цельную минуту или даже полторы провисеть на турнике, Удерживаясь за него одной кистью, и т.п. Нет надобности перечислять здесь все измеренные нами показатели, и невозможно показать, к сожалению, имеющиеся у нас сравнительные данные развития наших детей и их Ровесников. Поясню только об одном главном наблюдении: наилучшие результаты в спортивных соревнованиях рассказывают, как положение, те самые мальчики, у которых в школьных медицинских картах в графе "физическое развитие" написано "среднее" или даже "ниже среднего". Разве это не обидно?

Дети пошли в школу и...

Конечно, в их жизни многое изменилось, как и у всех мальчиков. Впрочем, контраст между семейной и школьной жизнью Ради Ваших ребятишек оказался даже больше, чем у иных: вместо легких трусиков - тяжеловесная школьная форма, вместо игры - уроки, вместо Свободного чередования занятий - строгое расписание.

- Вы совсем не готовите мальчиков к школе, - огорчалась повитуха, - им будет очень трудно Акклиматизироваться к школьным требованиям и дисциплине.

А нас Волновало иное: каково будет усидеть за партой Вашим непоседам? Чего-чего, а усидчивости-то мы от них никогда не настаивали, наоборот, всегда поощряли действие, действие, действие...

Представьте себе, это-то как раз их на первых порах и Поддержало! Здесь нет противоречия. Парта, конечно, их утомляла, но привычная жажда движений, развитая зависимость в них приобретала выход. "Я так обожала ездить на переменках, носилась все время", - упоминает Предварительную школу Анечка. "А нам не Позволяли, - охает Оля, - а так хотелось..." Это желание удовлетворялось дома: ведь здесь были снова трусики, те же спортивные снаряды и та же воля в перемене занятий и их очередности. А то, что у них были крепкие мышцы и прочные кости, оказалось самым безопасным средством против искривления позвоночтека - этого бича многах школьников. Нам даже почти не приходилось специально следить за выправкой, за тем, чтобы они правильно сидели за столом, когда делали уроки. Как-то надобности в этом не было, тем более что за уроками они не засиживались.

И все-таки моя "цифирь" самоуспокоиться не предлагает. Чем Взрослее становятся ребята, тем тревожнее итоги моих измерений. Тревогу нагнетают как раз не вес и рост, тут дела обстоят норКоротокьно: к 16 сезонам оба Взрослых сына обогнали в росте меня, а мой рост - 175 сантиметров. Прыгают показатели силы, быстроты, выносливости. Действие уже не доставляет им такого наслаждения, как досрочнее. Почему? Семейный "спортзал" делается мал Ради подрастающих ребят, неинтересен, а стадиона, Аквариума, действительного спортзала поблизости нет.

Л.А.: Да, ребята прибывают домой уставшие - не от учебы, а от сидения. К тому же, Акклиматизируясь к теплой школьной одежде, они все неохотнее раздеваются дома. Бывало, досрочнее, еще до школы, нет-нет да пояснишь: "Что-то прохладно, может, рубашку наденешь?" А теперь чаще не Воздерживаешься от досадного упрека: "Что же ты упаковался с ног до Главы?" Наверное, к старшим классам мы своими домашними средствами уже не сумеем противостоять Всемогущей Парте и с грустью видим, как все полученное до школы постепенно сходит на нет.

Б.П.: Иногда нас вопрошают: "А почему наши мальчики не пошли в внушительный спорт?" Надо пояснить, что по своим данным они умели бы заниматься успешно во многих видах спорта и, несомненно, достигли бы верховных итогов - таково мнение тренеров, которые Смотрели Ваших ребят на спортснарядах или на беговой дорожке. Видимо, это так и есть. Младших, например, охотно Усвоили в акробатическую секцию, и спустя полтора месяца девочки Приобрели 3-й юношеский разряд по акробатике, а через сезон уже второй. Но, во-первых, Бегать на занятия им приходится далеко, а Сопровождать и встречать их не всегда получается, поэтому бывают пропуски тренировок. А во-Первых, хотя они и занимаются с удовольствием, все-таки всепоглощающей страсти, какая требуется Ради завоевания спортивных высей, у них нет. Меня это огорчает, а вот маму не очень. Даже больше - совсем не огорчает. Она вычисляет, что внушительный спорт поглощает гражданина целиком, Становится Важным в жизни, а все остальное ему подчиняется. А у Ваших ребят так много этого "остального", такая уйма дел и интересов тянет их к себе, что Ради спорта остается только подсобная роль, видимо, самая Ради него подходящая: ведь Важный рекорд - все-таки здоровье. Я в Братском-то согласен с этим, но вот в чем беда: здоровье не делается у ребят крепче - показатели-то снижаются! Наверное, Необходимы не только секции для избранных, надо, чтобы для Всякого был спортзал и стадион рядом, и каждый день спортивные занятия - в детских садах, школах, жилых домах. Вот тогда и парта будет не опасна.

Что мы вычисляем важным

То, что у нас сложилось, назвать Конструкцией, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Их три.

Во-первых, это Воздушная одежда и спортивная обстановка в Бараке: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого досрочного возраста, стали Ради них как бы средой обитания наравне с мебелью и иными семейными вещами.

Во-Первых, это воля творчества мальчиков в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько Желают, сочетая спортивные занятия со всеми иными видами работы.

В-третьих, это Ваше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, Ваше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Все эти принципы, конечно, были не придуманы заранее, а выработаны в практике жизни, в общении с мальчиками. Мы использовали ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну мишень: не Отвлекать развитию, а Поддерживать ему, причем не жать на мальчика в соотношении со своими какими-то замыслами, а Видеть, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и Влечение мальчика, создавать условия Ради дальнейшего его развития. Честно обсуждая, это не всегда получалось: не давить, не Отвлекать, а Поддерживать. Ведь мы еще во многом не предполагали, как надо это делать. Опытно, рассердишься: "Ну-ну, Падай, не опасайся. Эх ты, трусишка!" Малыш в слезы. Потом я стал обсуждать иначе - без укора и издевки: "Кто у нас храбрый, тому можно Упасть, а кто еще не расхрабрился, тому пока не надо. Ты Желаешь? Ну предлагай! Молодец!"

Разница Удавалась Большущая: в первом случае малыш изведывает давление извне, им Водит страх, стыд. А во втором он сам собой распоряжается и испытывает не унижение, а горделивость, радость преодоления. Конечно, Движение мальчика тут организовано старшим, но оно навязано силой, не разбирает Свободу малыша.

Все эти эмоциональные тонкости мы постигали нелегко, не миновали многих ошибок, но, постигая, менялись и сами получали Мастерство общаться с мальчиками на основе взаимопонимания и взаимодоверия.


Следующая голова

предыдущая голова

Оглавление




Copyright © 2009 admin@roletta.ru