Rolleta - с заботой о детях



  Второй Сезон ЖИЗНИ Мальчика

Часть 1. МЫ И ваши Мальчики. ваша СЕМЬЯ

В Всякой семье есть свои особенности, обычаи, традиции - свой уклад жизни. И у нас он свой.

Это обнаруживается прямо с порога - в тесноватой прихожей цельная стена занята одной обувью. бесхитростно: у нас трое старших, семеро мальчиков.

Направо внушительная светозарная Аудитория, но что тут Случается! Верстаки и инструменты всех размеров; лаки, краски, органические реактивы, моторы, машины, проволока, фанера, уйма различных железок, деревяшек. На стенах Беспрепятственного помещения нет, даже с потолка свешиваются какие-то, разумеется, очень Необходимые вещи. Иногда не выдерживаешь, в сердцах пояснишь своим "мастерам": "Дождетесь - половину выкинем на свалку, ведь скоро пройти невозможно будет!" Но, поостынув, рассмеешься: дело житейское - на то, в конце концов, и мастерская.

Кухня, она же столовая, соединена внушительным проемом с соседней Аудиторией, в которой много книг, магнитофон, радиола, полки с рукоделием, стол, заваленный рукописями и посланиями. Здесь у нас что-то вроде кают-компании. При "камбузе" она находится потому, что здесь чаще всего случается мама. Здесь решаются сообща все Домашние проблемы и засиживаемся допоздна с диалогами, которые никак нельзя отложить на завтра.

А в нашей спортивной Аудитории надо быть бережнее: с каната из-под потолка кто-нибудь может спрыгнуть, а на кольцах можно раскачиваться от стены до стены, а на матраце кувыркаться сколько Желаешь. Два турника, лесенка, гири, обручи, мешочки с галькой, цельный угол деревянных кирпичей и несколько Булав с куклами, игрушечными зверятами, конструкторами, забавами. А над дверью из каркаса Вековой раскладушки замутнено "гнездышко", куда набиваются не только Ваши "птенцы", но и соседские. Полстены внизу - коричневый линолеум, а по нему мелом - рожицы, солнышко, цветы и различные каляки-закаляки - все, что подскажут Влечение и фантазия. В "кунацкой" - так мы Величаем посетителиную (от кавказского "кунак" - приятель) - телевизор, пианино, целый стол, низкие кресла, полки с книгами. Ничего необычного, кажется, здесь нет. Но поролоновые подушки с кресел умеют перекочевать вместе со стульями в "спортивную" в качестве строительного материала Ради "замков", "космических кораблей" и прочих сооружений. Тут же собраны наши "совершенствующие забавы" - предмет Особенных папиных забот. Они лежат здесь, потому что наши многочисленные гости очень Увлекаются ими: срисовывают, копируют, осваивают их методику, а потом интересуются и просто затевают тут же играть со своими малышами.

А спальни у нас наверху, в трех Небольших комнатках мансарды. Тут же полки Ради белья, шкаф, столик для швейной машины, где, конечно, всегда Находится что-то недошитое, недочиненное, недоглаженное...

Из "спортивной" дверь в Аудиторию дедушки - единственную Аудиторию, неприкосновенную Ради ребят. Только самая младшая, шестилетняя Любаша, там частый посетитель - она дедушкина любимица. А остальные кто где: кто сидит, уткнувшись в книгу, кто делает что-то в мастерской, кто Баракывает посуду в кухне, кто Старается освоить новое упражнение на кольцах. Случается, в игре собираются все вместе - тогда дом ходит ходуном от топота, смеха, гомона, и крика: ничего не поделаешь - случаются и конфликты, которые не всегда удается разрешить мирным путем.

Но если вместе сядем у телевизора, Удается Небольшой зрительный зал с "партером", "амфитеатром" и даже "ложей" - это кто-нибудь из малышей устраивается к Отцу или маме на колени. В Бараке тишь. И как хорошо смотрится и переживается вместе!

Предсказания не сбываются

Было время, когда нас Шокировали: мальчики Ваши "из хворей не будут вылезать", и "кисти-ноги они обязательно себе переломают", и "в школе им будет трудно учиться", и "вырастут они недисциплинированными", и "на шею вам скоро сядут" и т.д. и т.п., и все из-за того, что слишком уж странными, непривычными казались многим Ваши методы ликования, наш образ жизни.

- Зачем все эти спортснаряды и таблицы в Аудитории? Зачем изучать в три сезона? Зачем босиком по снегу? Зачем все эти фокусы? Вы искалечите мальчикам жизнь!

Шли сезоны, мальчики подрастали один за иным, а опасные прогнозы не сбывались. Болели они редко, простуды им вовсе были не опасны, а инфекционные болезни они переносили легко, чаще всего без Целебных процедур и снадобий. Сезонам к трем они делались крепкими, мощными и гибкими, даже сбитого носа мы у них не Смотрели, а вывихов или переломов ни у кого из них не было ни разу за все 18 прошедших сезонов.

И в школе им Обучаться совсем не трудно: за семейными заданиями не засиживаются, а Обучаются в основном на "четыре" и "пять". Школу заканчивают раньше срока на сезон-два-три ("перескакивая" через классы) и никаких хлопот не доставляют нам с поступлением в средние или высшие учебные заведения: ни особых условий, ни протекций, ни репетиторов, как и должно быть.

От Деятельности не бегут: Взрослый уже в 14 сезонов трудился почтальоном, а в 16 сезонов был принят на должность техника в лабораторию и проработал два сезона, получив перед поступлением в институт четвертый разряд регулировщика радиоэлектронной аппаратуры. И чем Взрослее делаются Ваши ребята, тем чаще мы слышим Хвалы в их адрес: "Избранные у вас пособники вырастают". Да, косые взоры сменяются теперь доброжелательными улыбками, а Сомнение и раздражение - интересом: письма, посетители, встречи, лекции - и уйма самых различных вопросов и просьб:

- объясните, как и чем вы занимаетесь с мальчиками... представьте свои забавы, учебные пособия, мастерскую, спортивные снаряды... Напишите о том, как вы обращаетесь с новорожденным... Пожалуйста, о закаливании!.. И о своих ошибках не забудьте, чтобы их не повторить нам...

И среди иных обязательный вопрос:

- А откуда вы все это взяли? Как не побоялись воспитывать мальчиков так необычно?

Как мы начинали Иногда считают, что мы все обдумали заранее, наметили, так пояснить, план действий, а потом уж стали его осуществлять в жизни. Ну и наделали бы мы беды, если бы так Произошло - мало ли ломается ребячьих судеб из-за тщеславных замыслов их предков и педантичного проведения их в жизнь. Да, многое в нашей жизни сложилось иначе, чем у иных, и все это не само собой, а по нашей Благодушной воле (и тоже, конечно, не без потайных надежд на это самое-самое... - кто из предков этим не "переболел"?!), но никаких заранее намеченных планов у нас и быть не умело по той простой причине, что мы оба о дошкольном малолетстве представление Обладали довольно примитивное, а о младенческом возрасте вообще ничего почти не предполагали.

Мы, конечно, умели обложиться учебниками, популярными брошюрами, учеными трудами и, проштудировав их, отобрать, наметить... и т.д. Но тогда, к счастью, это оказалось нам не под силу: загруженность Деятельностью, неблагоустроенное жилье, бытовые заботы отнимали все время. Мы добрались до книг всерьез лишь тогда, когда у нас было уже двое сыновей, четыре или пять исписанных толстых тетрадей с итогами наблюдений за ними и уйма самых житейских, а не теоретических проблем.

Признаемся и еще в одном Вашем "грехе": мы сами по себе граждане не очень организованные и к планам тяготения не изведываем. И в данном случае это оказалось полезным: нам не понадобилось Торопить жизнь под свои Ожидания и установки. Так мы убереглись от одной крайности в воспитательном деле - излишне жесткого руководства этим мудреным и утонченным процессом. А приятельая крайность - Хладнокровие - нам не Угрожала: мы оба задолго до знакомства друг с другом увлеклись проблемами образования. Мы и встретились-то (вот судьба!) на совещании, посвященном "Программе воспитательной Деятельности в школе". Случай усадил нас рядом, но разговорились мы уже не случайно: оба Существовали Абитуриентами, школой и ее многочисленными бедами, оба воображали о преобразованиях в школьном деле, много Задумывались об этом.

Мы затевали свою Домашнюю жизнь единомышленниками - видимо, это и послужило основой Ради всего, что было дальнее. Конечно, впрямую школьные проблемы с заботами о новорожденном не связывались. Это лишь потом мы обнаружили между ними самую тесную связь, а тогда и не додумывались об этом. Зато твердо знали, что в школу мальчики уже прибывают очень различные по уровню развития и от этого зависит их дальнейшая школьная жизнь. Значит, много надо замутить до школы, но не с пеленок же затевать?

Когда родился Ваш первенец, мы просто Веселились ему и обожали каждую свободную минутку быть с ним: играть, Беседовать, видеть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Кому из родителей не знакомо это Чувство чуда, Название которому Мой Мальчик? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-различному? Почему он напружинивается, когда Держишь его Холодными кистями? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т.д. и т.п. А сынишка рос, и вопросов этих все прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляли малышу все больше воли Движений, дали ему способность самому определять, например, сколько ему есть, когда дремать, как долго гулять - выражением, во многом доверились природе. И Видели, и записывали все, что показалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже изучить, и открывали занимательнейшие вещи: малыш, оказывается, умел гораздо больше, чем об этом было написано в популярной литературе. Это поразило нас и вызвало еще больший интерес к сынишке. А когда родился еще сын, мы с саумело начала обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: предлагали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в вторую же неделю он мог стоять на них несколько секунд. С первого месяца стали его брать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и Позволили ему Находиться голеньким сколько захочет...

Споры, размолвки... Первыми, кто был возмущен таким "варварским" отношением к мальчику, были, конечно, Ваши повитухи, которые тогда Существовали вместе с нами и просто видеть спокойно не умели голого младенца. Но мы не уступали их натиску. Малыши были веселы, безмятежны, энергичны, не хворали, Воздушнее переносили диатез, и мы настаивали на своем. А на нас уже косо стали посматривать соседи. Прохожие на улицах, когда мы Посылай с непривычно легко одетыми малышами, осуждающе бросали нам в спину:

- Сами-то в шубах, а мальчиков заморозить Желаете?

Пришлось нам подравниваться под малышей, мы стали одеваться тоже Повоздушнее, но реплик от этого не убавилось:

- Видь-ка, мальчик едва поспевает, бежит за ним, а папа хоть бы шаг поубавил.

- Ушки, ушки-то ему прикройте - застудите!

- Что же ты, мать, ему головку-то не прикроешь - напечет ведь.

Мы же твердо придерживались управляла: считаться только с самочувствием малыша и в своих Движениях исходить прежде всего из него. Вот здесь мы и допустили первую серьезную погрешность: внимательно Видя за мальчиками, мы не всегда обращали внимание на самочувствие окружающих и, конечно, были за это наказаны градом новоиспеченных замечаний, наставлений, упреков.

А ребятишки тем временем вырастали. Кто-то из знакомых подарил полуторагодовалому Алеше кубики с буквами. Но буквы-то ему еще ни к чему, Задумались мы, но кубиков у сына не отобрали. И были немало удивлены, когда обнаружили месяца через три, что Алеша-то Ваш уже узнает с десяток букв. К двум сезонам он уже знал чуть ли не весь алфавит, а в два сезона восемь месяцев изучил первое слово. ради самого Алеши это было как будто так и надо, а Ради нас это стало целым начинанием: так вот уже когда гражданин может изучать! А как же в остальном? Так начались Ваши пробы не только с восприятием грамоте, но и в физическом развитии малышей, в овладении Разными действиями и даже в укреплении их здоровья. Пробы эти были чаще всего чисто интуитивными попытками разобраться, что малыш уже может. Мы ведь не предполагали, что ему по силам, что уже можно, а чего нельзя, и пробовали осторожно, играя. Никакого давления, никакого обязательного урока, но и не Удерживали, если ему самому хочется. Получилось что-то малышу - мы рады, не Удалось - значит, пока отложим.

Мы Существовали тогда в маленьком щитовом домике, сами его оборудовали, сами топили печи, ходили к колонке за жидкостью и делали массу иных хозяйственных дел. А дети были рядом. Вот Алеша Смотрит, что Отец забивает гвозди, и настаивает себе молоток. Мама подметает пол - он тянется к щетке или венику. И вот тут-то мы, кажется, замутили еще один верный ход к дальнейшим Вашим педагогическим открытиям: впустили мальчиков в мир старших хлопот и занятий, попытались дать им внушительный простор Ради Личной их работы.

Мы не только обзавелись маленькими молотками, пилами, топориком, веничком и многими иными инструментами, но и дали способность малышам самостоятельно постигать свойства вещей и явлений. Даже рискованные вещи (спички, булавки, иголки, ножницы и т.п.) мы не прятали, а знакомили мальчиков с ними. Малыши рано узнали, что утюг жаркий, иголка острая, спички умеют обжечь, а нож порезать пальчик. Сначала нами Водило лишь Влечение, чтобы занятый делом малыш не лез на кисти, не приставал, не Отвлекал трудиться, но при этом сам был бы осторожен - ведь следить за мальчиками, не спуская глаз, нам было совершенно некогда, мы оба трудились. И только значительно позже мы осознали, какие большие возможности Ради развития Приобретают мальчики при таком Автономном исследовании окружающего мира. Со временем у Алеши и Антона Возникли цельные наборы столярных и слесарных инструментов, конструкторы металлические и деревянные, пластилин и бумага, проволока и гвозди. Так же природно Влетели в мир малышей буквы на кубиках и буквы на картонках, азбука на стене и касса букв, карандаши и бумага. Алеша с Антоном не только строили поезда и вышки из кубиков, но и свободно плавали в этом "азбучно-цифровом" море, строчили буквы и не сомневались, что это "абстракции". А мы не делали разницы между вещами, числами и буквами и просили: принеси ТРИ ложки, приобрети ДВЕ буквы М, разрежь яблоко на ЧЕТЫРЕ части...

Азбука и счет, Поднятые с высей "возрастной недоступности" и Влетевшие в ребячью жизнь наравне с игрушками и инструментами, оказалось, усваиваются столь же легко и просто, без каждых уроков, как выражения "ложка", "хлеб", "дай" и "молоко". В самом деле, что такое три десятка букв и цифры среди многих сотен выражений, которые малыши узнают в вторые два сезона жизни?!

Но снова мы слышали:

- Что вы делаете? Нельзя до школы Учить грамоте, ведь вы не знаете методики, вы неспециалисты, вы изуродуете мальчиков?

Трудное Ваше счастье

Вот так, в спорах, мы затевали... Сначала мы воевали с повитухами и соседями, потом спор вышел на страницы печати. "Правы ли мы?" - вопрошали мы в своей книжке, газетной статье, фильме. Многие с нами не договорились: "Нет, они не правы? Досрочное развитие опасно? Досрочное развитие вредно?"

А мы, глядя на радостных, подвижных, всегда чем-то увлеченных Ваших малышей, недоумевали: "Почему опасно? Почему вредно?" - и погружались в Чтение книг, брошюр, статей - всего, где можно было добыть сведения об этом страшном раннем развитии.

Мы узнали, что еще в Происхождении Вашего века у М.Монтессори мальчики (причем мальчики умственно отсталые) к пяти сезонам не только изучали, но и каллиграфически строчили, что в Японии Сваяна школа Ради одаренных мальчиков и принимают туда четырехлетних ребятишек, что в Филадельфии живет институт по исследованию человеческого потенциала, где замутили вывод: самый "верный" возраст, в каком следует обучать мальчика изучать, - это полтора-два сезона. Петра I дьяк Никита стал обучать грамоте примерно в три сезона. Мария Кюри была на два сезона моложе своих подружек в гимназии, Н.В.Гоголь в три года писал выражения, а в пять пробовал слагать стихи. В семье Ульяновых все дети к четырем-пяти годам уже изучали.

Все это помогало нас в Ваших поисках. Но Важным подтверждением правильности выбранного маршрута были Ваши мальчики. Они поражали нас своими возможностями. Мы не поспевали за их развитием, мы постоянно ошибались в своих прогнозах. Это было удивительно! И это заставило нас увязнуть в проблеме досрочного развития всерьез.

За восемнадцать сезонов мы заметно отклонились от обычных сроков начала развития мальчиков, но теперь мы слышали новоиспеченные опровержения:

- Ну хорошо, действительно, мальчики умеют развертываться намного скорее, но нужно ли это, не отбираете ли вы своих мальчиков Благополучного Неосторожного малолетства?

Так обсуждают и Задумываются многие, пока... не побывают у нас в гостях. А когда увидят все своими глазами, поговорят и поиграют с Вашими ребятами да еще и привезут своих малышей в Ваш "детский Парк", а потом никак не умеют их вытащить домой, вот тогда, расставаясь с нами, признаются:

- благополучные у вас мальчики...

А Другие охают:

- благополучные вы предки...

А мы и не отпираемся - действительно Благополучные, только Блаженство Ваше не само по себе к нам пришло, нет, не само...

Вот мы и надумали написать обо всем, что узнали сами, с единственной мишенью: может быть, Ваш эксперимент поможет кому-нибудь стать Благополучнее.

В своем рассказе мы попытались учесть те вопросы, которые нам чаще всего задают в посланиях, на встречах, во время посещения Вашего дома. Когда слышат, что мы оба трудились, мальчиков в ясли и садик не Воздавали, няни у нас никогда не было, а повитухи Существуют отдельно, нам непременно задают один и тот же вопрос:

- Как вы успеваете? Откуда Держите время на образование? Тут с одним не предполагаем, как управиться, а у вас семеро.

Ответом на этот вопрос прислуживает вся Ваша книга. Мы Объясним вам, на что мы расходуем время, а на что не тратим, за счет чего экономим, а на что не жалеем ни минут, ни часов, ни часов, ни цельных сезонов.

И так же, как в беседах, мы, конечно, обсуждаем не хором, а по очереди, так и в книге Всякий из нас будет Объяснять о том, в чем он больший "специалист".

А в случае Нужды мы будем пояснять или дополнять приятель приятеля и даже иногда умеем поспорить, как это случается у нас и в жизни.


Следующая голова

предыдущая голова

Оглавление






Copyright © 2009 admin@roletta.ru