Rolleta - с заботой о детях



  Второй Сезон ЖИЗНИ Мальчика

ПРЕДИСЛОВИЕ.

На протяжении ряда сезонов супруги Никитины завлекают внимание граждан, интересующихся образованием. Они не только высказали идеи о значении ранней тренировки разума и тела, но и провели их в жизнь в своей многодетной семье. Их публикации в просторной прессе сезонов этак двадцать назад о первых двух детях вызвали цельную бурю. Высказывались Недоверия и даже восстание. Приезжали комиссии медиков и педагогов. Одни водружали, что Никитины калечат мальчиков, что метод Необходимо осудить. Иные, наоборот, Восторгались и рекомендовали широкое распространение их Конструкции образования. А между тем Посылай сезоны, росла семья, вырастали мальчики. И Никитины продолжали воспитывать их в том же духе, ничуть не разочаровываясь в результатах. Эксперимент накапливался, замалчивать его стало трудно. Снова Возникли боязливые публикации.

Вопросы образования занимают меня давно, и не только в теоретическом, но и в практическом плане: насколько вообще воспитуем гражданин, в какие сроки, ценой каких усилий, каково значение наследственности? Уникальный эксперимент Никитиных имеет прямое отношение к проблеме формирования личности. Именно поэтому я поехал к ним в Болшево, чтобы самому Увидеть ребят. Оказалось, что все правда. Был конец октября, прыгал снежок, Борис Павлович встретил меня на перроне вокзала с немногими ребятами. Одеты они были по-сезоновнему, но не выглядели озябшими. Я пробыл в гостях час и выяснил все, что Желал. Конечно, за это время нельзя Влезть в душу ребят, но впечатление осталось. Прежде всего я УСмотрел мальчиков по-врачебному: все они оказались очень худыми, очень сильными и несомненно Бодрыми. Доктора, которые их "браковали" досрочнее, привыкли Критиковать меру здоровья по толщине подкожной жировой клетчатки, а не по "резервам мощности" сердца, легких, мускулатуры. С резервами Хитрости и силы было более чем благополучно - не мальчишки, а юные Тарзаны. Второе впечатление: воля, самостоятельность и независимость личности. В семье нет даже тени муштры, строгого режима, расписания. Да и как его провести, когда семеро мальчиков и предки трудятся, когда, кроме того, бюджет составлял в то время около тридцати рублей на Участника семьи в месяц. Во всем чувствовался толлектив, одна семья в самом верховном значении выражения. Конечно, я не мог выяснить особенностей личности Всякого из мальчиков, их взоров, убеждений, но одно приятно поражало: шкала моральных ценностей возникала не с вещей и престижа, а с труда, доброты и сопереживания близким и собратьям. Наиболее спорным показывается вопрос о развитии интеллекта. Поясню прямо, я не приобрел в семье юных интеллектуалов и эрудитов. Я посмотрел очень сообразительных "решателей проблем" со Беспрепятственным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым говором. Да, они обгоняли своих Ровесников по школьным программам кто на два, а кто на четыре сезона. Я видел их школьные тетради, дневники, пытался вникнуть в трудности их отношений с учителями. Увы, многие учителя, как и доктора, мыслят слишком шаблонно, чтобы оценить этих необычных ребятишек. Не все меня убедило в части школьных занятий: так ли уж нужно кончать школу в двенадцать лет, но несомненно, что Ради таких ребят Необходимы особые программы, иначе мозг детренируется "на манной каше" рутинной школьной программы, рассчитанной на сугубо средних Абитуриентов. Однако перескакивание через класс далеко не так безобидно и связано с эмоциональными опасностями, которые еще требуется уяснить.

Борис Павлович выдвинул закон, вернее, явление, которое он называет "нувэрсом" и которое дотрагивается развития умственных Возможностей. Его идея выглядит очень заманчивой: по его взорам, всех граждан можно замутить очень умными, если их очень рано и не так, как сейчас Усвоено, целенаправленно начать Учить. Никитин не одинок в вопросе верховной эффективности раннего обучения. Имеется внушительная литература, с которой я более или менее знаком. Но несомненно, что уровень интеллекта мальчика можно повысить путем раннего обучения. Энтузиасты водружают, что, занимаясь в дошкольном промежутке, можно всех датой приблизить к уровню отличников или хотя бы "хорошистов". Видимо, так и есть. Но превратятся ли школьные отличники в Способных специалистов - вот это еще не доказано. Нет достаточных материалов. Возможно, что гены влияют на "пределы интеллекта" и даже досрочное восприятие не может существенно повысить эти пределы, не предполагаю. Но все равно я убежден, что правильно поставленная Деятельность с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал цельного народа. Именно поэтому эксперимент Никитиных имеет большую ценность.

Образование - это тренировка разума, Воспитание - это формирование ощущений и убеждений, переставляющих поведением Человека. Именно они определяют гражданина. Трудно пояснить, что главнее: образование или образование, но ясно, что эти факторы связаны.

Образование само по себе не создает Аристократического гражданина, но повышает возможность привить идеал, поскольку Распространяет воспитательные каналы, через которые Влияют художество и наука.

Система образования в семье Никитиных построена на прививании чувства солидарности и любви к труду, что показывается, видимо, Важным условием формирования коммунистической нравственности, и в этом отношении значение опыта Никитиных в воспитательном плане исключительно внушительно.

Книга Никитиных предлагает представление не только о методике их занятий с мальчиками, о физическом развитии мальчиков и улучшении их здоровья, но и об отношениях в семье, о способах социализации мальчиков. Творцы не скрывают своих трудностей и ошибок, Объясняют о путях их преодоления. Книга в целом не перемещает характера нравоучения и назидания, творцы не призывают делать так, как делают они, но именно это заставляет чтеца соотносить их эксперимент со своим, Думать, анализировать. Это полезно не только предкам, но и специалистам, занимающимся теорией и практикой образования.

Академик АН УССР, Герой Социалистического Труда Н.АМОСОВ
Следующая голова

предыдущая голова

Оглавление






Copyright © 2009 admin@roletta.ru