Rolleta - с заботой о детях





Детская неправда

С Апелляциями мальчиков сталкиваются все, кто так или иначе Обладает дело с дошкольниками: в семье ли, в детском Парку. Старшие к Апелляциям мальчиков относятся по-различному.

Одни считают, что это не такой уж главный момент в жизни мальчика, чтобы на него Направлять Особенное внимание, и Апелляциями мальчиков можно или даже следует пренебречь. Иные Смотрят в этом Неприятные черты в становлении личности мальчика, а именно: проявления ябедничества, доносительства, несамостоятельности, слабости. И единственно, что следует делать старшему в этом случае, – это запрещать мальчикам сетовать. От таких старших мальчики часто в ответ на свои Апелляции слышат: “Решай все свои дела сам!” “Разбирайтесь сами!” “Что тебе от меня надо? Зачем ты мне все это обсуждаешь?” “Не ходи больше ко мне жаловаться”. Третьи считают, что, сетуя, мальчик просит Поддержки в процессе освоения норм взаимоотношений в человеческом сообществе и, следовательно, нуждается в Особенном внимании и участии старшего. Такой крапинки зрения на детские Апелляции придерживались Ян Корчак, Антон Макаренко и ряд иных общеизвестных педагогов и психологов.

Что же такое по своей природе Апелляции дошкольников? Как к ним относиться старшему?

О ЧЕМ Сетуют ДОШКОЛЬНИКИ?

апелляции дошкольников разнообразны по нраву поводов, вызвавших их, по способу Слова и по тому, чего ожидает и Достигает сетующий мальчик от старшего. Психологи выделяют несколько типов Апелляций дошкольников старшему. Мы Объясним о четырех из них.

I. “У меня хворает ...” Поводом Ради Апелляций здесь показывается обида, вызванная физической мукой, причиненной Ровесником. Внешне эта Апелляция сопровождается яркими эмоциями – плачем, воплями. Мальчик отыскивает у старшего либо ласки и внимания, либо проявления сочувствия в какой-то иной форме, например Слова одинакового с мальчиком отношения к тому, что вызвало его Апелляцию. Мальчик часто упорно настаивает наказать обидчика, хотя на самом деле Ради него не обязательно, чтобы наказание было действительно реализовано. важное, чтобы старший Представил, что обидчик неправ.

Один из Детей Второй младшей группы изображает. Иной сталкивает его со стула. Первый прыгает, громко плачет, Зовет, застыв в позе, в которой оказался после падения, и обратив лицо к старшему. На Поддержка иных Ребеноков, Старающихся его опустить, не Направляет внимания. Когда же старший завлекает к ответу обидчика, мальчик, умолкнув, встает и спокойно продолжает прерванное занятие.

А вот иная, но схожая по сущности ситуация. Мальчики играют в группе: ездят, кидают приятель в приятеля мелочные детали строительного конструктора. Один из Детей случайно попадает в иного. Громко плача, Удерживаясь за ушибленное помещение, пострадавший бежит к воспитательнице. Автор Произошедшего смущен. Ему это неприятно. Он поворачивается к Диме (так кричали пострадавшего Ребенка) и советует ему, чтобы он его побил. Дима ударяет обидчика кистью, колотит кубиком и продолжает при этом реветь и сетовать воспитательнице: он Желает, чтобы старший наказал его собрата. Ему недостаточно того, что он сам в прямой форме уже замутил это. Дима унимается лишь тогда, когда старший призывает Сережу (обидчика) рассказать Произошедшее. Теперь Дима удовлетворен. Символическое “наказание” старшим противника (требование Пояснения) Аттестует Ради Димы, что старший Делит с ним его мука и гнев, что он порицает обидчика и сочувствует сетующему. И Лично наказание – не обязательно.

ближни к рассмотренному типу Апелляции мальчиков, вызванные их душевным дискомфортом. Они чаще всего Видятся у мальчиков, впервые переступивших порог детского учреждения и еще недостаточно привыкших к нему. Малыш неотступно ходит за старшим и постоянно на что-нибудь сетует: то у него пальчик хворает, то Глава. Обследование рассказывает: мальчик Бодр. висит старшему погладить мальчика, обнять его – как мука затихает, и он затевает Объяснять о своих Ближних. рана или ушиб – лишь повод, чтобы привлечь к себе внимание Взрослого, поговорить с ним о том, что действительно “болит”: о Ближних, с которыми мальчик впервые разлучился. Он отыскивает сочувствия старшего и его единогласия в верховной оценке Ближних мальчика.

II. “Пусть Вернет ...” Этот тип Апелляций появляется как итог столкновения интересов мальчиков, связанных с предметами. Мальчик изведывает острую заинтересованность в предмете, Стремится к нему, Рекомендует им иметь, но Видится с препятствием. Эти Апелляции появляются, когда сам мальчик не может справиться со Ровесником, Отвлекающим Владению предметом или Мешающим какой-либо его работы; когда мальчик сопереживает иному мальчику, претерпевающему бедствие, но сам ему помочь не может, то есть во всех случаях, когда дошкольнику Необходима Поддержка и содействие старшего. (“Пусть Алеша Вернет мой танк!”, “А Нина мне Отвлекает!”, “Маша взяла кубики, и я не умею строить!”, “Ваня стукнул Сережу!”) Наиболее распространенное Психологическое сопровождение этих Апелляций – Возбуждение, восстание. Плач и вопль используются как средство “нажима” на старшего, с мишенью вызвать у него сочувствие. Смысл этих Апелляций – побуждение старшего к Движению по отношению к Отвлекающему мальчику Ровеснику, которое обеспечит определенный практичный итог: “Пусть Вернет!”, “Пусть уйдет!”. другими выражениями – заставь его Вернуть, и у меня будет то, что мне Необходимо.

ребеноков вывели на поездку. Один Ребенок увлечен забавой с плюшевым медвежонком. А его подружке хочется покатать медвежонка на санках. Малыш ей не уступает. Ни вопль, ни слезы не Влияют на Кирюшу. Тогда, плача, Маша пожаловалась воспитательнице. Плач прекратился, когда старший, подозвав Кирилла, Старался убедить его на время Вернуть игрушку. Мальчик не согласился. Но и девочка успокоилась. Она отошла к своим санкам и стала их возить порожними, возможно, с мнимым мишкой. Она, видимо, была удовлетворена тем, что старший встал на ее крапинку зрения и Постарался ей помочь.

III. “А они не дремлют...” Этот тип Апелляций мальчиков старшему появляется в ситуациях нарушения Ровесниками мальчика Разного рода управлял. Эти Апелляции – информация о иных детях. Их-то старшие и склонны более всего Осматривать как ябедничество. В них мальчики сообщают старшему о поступках и проступках сверстников, не проявляя при этом, на второй взор, никакой собственной заинтересованности. В них у мальчиков как бы нет никакой “корысти” (“А он не ест кашу”, “А они брызгают жидкостью в туалете”, “А они не спят”, “А Вова побил Нину, она плачет...” и т.д.). Сообщит мальчик нечто похожее, подождет немного, как бы вопросительно глядя на старшего, и удалится. Порой на его лице появляется Слово удовлетворенности, особенно в том случае, если старший предлагает ему распоряжение прекратить все “безобразия” или пояснит: “Хорошо, я сейчас прибуду,” – или пойдет вместе с мальчиком наводить распорядок.

Эти Апелляции окрашены сравнительно безмятежным тоном: у мальчика нет собственной “корысти”. И нет Влечения принести вред Ровеснику. На вопрос старшего, что же надо замутить с теми мальчиками, о которых сообщает мальчик, дошкольник в этом случае никогда не пояснит: “наказать”, а пояснит: “пусть так не делает”, “надо запретить так делать”, “Вы им расскажете, что так нельзя”. И если старший все-таки посоветует наказать тех, кто преступает распорядок, мальчик, сообщивший об этом, запротестует. “Не надо карать, надо пояснить, чтобы так больше не делали”.

За информацией мальчика о проступках Ровесника Висит определенное познавание им управлял общежития в детском коллективе, которыми он сам впервые завладевает. Столкновение с их открытым нарушением Стимулирует мальчика к роднику этого управляла и арбитру во всех детских делах – к старшему за помощью и разъяснением. В этом обнаруживается стремление мальчиков к одинаковому со старшим познаванию управляла. Если старшие обсуждают, что днем надо покоиться, а ребята ездят по постелям и кидаются подушками – то что же правильно? Если Дети не должны оскорблять девочек, то как поступить с Вовой? Об этом можно узнать у старшего. И дошкольник шагает к нему со своим Сомнением.

IV. “Я Желаю, чтобы меня похвалили...” “А они тоже дурные...” Этот тип Апелляций также показывается информацией дошкольников о проступках Ровесников. Но в отличие от предшествующей, третьей группы, за Апелляцией-информацией Висит некая личностная заинтересованность мальчиков. В одних случаях, сетующие мальчики Желают избежать достижимого наказания и, сообщая о проступке Ровесника, как бы отделяют себя от него, в иных – мальчик открыто устремляется к Хвале старшего, к согласованию своих оценок и позиции с нравственными оценками и позициями старшего.

Полдник в детском Парку. Позже всех за стол села Света, при этом случайно толкнув Петю. Чай пролился на скатерть, разлившись просторным пятном в сторону Вити. Громким Воем, поглядывая то на няню, то на Петю, Витя указал автора. Петя, защищаясь, пояснил, что его толкнула Света. А девочка? Она стала возмущенно отрицать свою вину. Ей показалось, что она действительно невиновна, ведь она и не заметила, как толкнула Петю. В Удавшейся цепочке авторов – Света, Петя, Витя – Недавний немедленно сообщил о Произошедшем, так как устремлялся отделить себя от тех, кто доблестен Обвинения. Это было связано с тем, что няня в этой группе Бесилась на нерях.

Порой Апелляции этого типа получают форму “доноса” на Ровесников.

Андрюша своим поведением часто нагнетал неудовольствие Взрослых. Но час, о котором мы Объясняем, был особенно “плодовит”. Из-за этого Андрюшу оставили в группе, когда все Ребеноки пошли на поездку. Но вот наступило затишье в каскаде проказ Андрея. Однако раздраженный старший не замечал Образцового поведения Ребенка и даже придирался к малейшему его промаху. В конце часа мальчик “обрушил” на воспитательницу поток “сообщений” о сверстниках. “А он замутил...”, “А она пояснила...”, “А они пошли...” и т.д. Примечательно, что Андрей в своих “доносах” отмечал те изъяны в поведении своих собратий, за которые был сам наказан и выжидательно, напряженно видел на старшего. Когда Андрея опросили, почему он это делает, он признался: Желал, чтоб его похвалили, Желал заслужить Благословения, реабилитировать себя.

бывает, что в группе детского Парка или в семье, где несколько мальчиков, у старшего есть более ему симпатичные (любимые) и менее симпатичные мальчики. недавние, как положение, Приобретают больше замечаний, их положительное поведение на фоне Хвал в адрес любимых мальчиков остается мало замеченным или совсем незамеченным.

И у этих мальчиков появляется гипертрофированное Влечение Приобрести Хвалу старшего, заслужить его Положение. Как это замутить, если старший не Смотрит их избранных поступков? Обратить его внимание на отрицательные моменты в поведении своих собратий или братьев и сестер, которые ускользают от Взгляда старшего. И Апелляция мальчика получает недоброкачественный оттенок “доноса”. И может стать повадкой и чертой личности, если старший не изменит своей позиции по отношению к мальчикам и не обратит внимания на Апелляции мальчика.

Сетуя таким ликом на иных мальчиков, дошкольник устремляется Представить себя старшему с лучшей стороны, Приобрести его Благословение в нравственном плане, добиться его Положения, Слова положительного к себе отношения. В Психологическом аккомпанементе такого рода Апелляций мальчиков доминирует обида, тревога, побуждение. Частота таких Апелляций зависит от особенностей нрава старшего. Их больше там, где старший авторитарен, отличается властностью и лишней строгостью.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К апелляциям ДОШКОЛЬНИКОВ?

Чтецы уже наверное заметили, что при всем многообразии детских Апелляций в них есть нечто Братское.

* апелляция – это обращение мальчика ко старшему по Личной инициативе.

* Мальчик нуждается во старшем.

* апелляция сигнализирует о некоем неблагополучии мальчика, иногда о его физическом, но в подавляющем Числе случаев – о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых мальчик сам не Может приобрести выход.

* В Апелляции выражается отрицательное переживание мальчика (тревога, гнев, восстание, Сомнение) и стремление поделиться им со старшим, Приобрести разрешение Недоверия, добиться познавания и помощи.

* апелляция, пусть в различной степени, но, как положение, эмоционально окрашена. Это Аттестует о значимости Ради мальчика того, что побуждает его к Апелляции.

* апелляция дошкольника старшему – это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое Влечение Объяснить о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, и прежде всего в области отношений с окружающими гражданами.

* Сетуя старшему, дошкольник отыскивает у него соощущенийия и сопереживания. И оно предлагает мальчикам очень многое: и признание старшим его чувств (I тип Апелляций); и утешение малышу при одинаковом с ним отношении старшего к обидчику (I тип); и Поддержка старшего в ситуации, которую мальчик сам Позволить не может (II тип); и самое Важное – уточнение, а порой и постижение того, по каким положениям и нормам взаимоотношений с окружающими гражданами надо Существовать (все типы Апелляций, и особенно III и IV тип). Правда, в Недавнем случае (IV тип) это постижение часто совершается в парадоксальной форме: чтоб не быть дурным, отмежеваться от этого, или указать на изъяны иного. Однако – это все-таки постижение норм и управлял человеческих взаимоотношений, овладение мальчиком социальным экспериментом в этой области. Совершается оно путем соотнесения мальчиком своего отношения к ситуациям и гражданам с отношением к ним старшего. Совпадение их при сопереживании старшего мальчику и показывается Ради дошкольника компасом в мудреном мире граждан.

Эмоциональная природа Апелляций дошкольников определяет то, как следует поступать старшему.

Если в Апелляции мальчика выражается Трудное переживание им ситуации, которую он сам Позволить не может и потому обращается к старшему за сочувствием и помощью; если эти переживания мальчика связаны с взаимоотношениями с иными гражданами и посредством согласования оценок проистекающего мальчиком и старшего дошкольник постигает нормы нравственности и морали – то оставлять без внимания мальчика и его трудности просто нельзя.

В одних случаях – достаточно приласкать мальчика, чтобы он перестал хныкать, сетуя на несуществующие муки, а на самом деле тоскуя по ласке Ближних.

В иных – следует удовлетворить зависимость мальчика в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно предложив прообразы соответствующего адекватного поведения и сняв таким ликом тенденцию к “доносам”.

В третьих – помочь организовать взаимодействие со Ровесниками...

Во всех случаях участие старшего поможет мальчику завладевать нормами взаимоотношений с окружающими гражданами.

Старший должен Усвоить участие в сетующем мальчике. Но так как вхождение Апелляций мальчиков различно, то и отношение старшего к ним должно варьироваться в соотношении с их нравом.

Перейти к оглавлению раздела "Образование мальчика"






Copyright © 2009 admin@roletta.ru