Rolleta - с заботой о детях





Художество карать и прощать

“Я предполагаю, что мальчиков колотить нельзя и телесные наказания— не дело. Да я ведь его и пальцем не касаюсь. Предполагаете, что я делаю? Он страшно опасается тьмы — так я его запираю в подвал, Исключаю свет и оставляю там. увидели бы вы, какой он потом шелковый делается!” —это рассказ папы, который привел на обследование шестилетнего Ребенка с мощным неврозом.

“Не надейтесь вы ему. Уж я его насквозь Смотрю, притворщика. Нарочно - медленно отстегиваю ремень — еще и не коснусь, а он уже Кричит, кричит маму на защиту”—так обсуждает иной папа, огорченный дурной успеваемостью сына-третьеклассника.

“У меня есть принцип: ничего не восхвалять, пока сын не достигнет совершенства. А он никогда не достигнет. Я проcто Достигаю, чтобы у него было ощущение ответственности — а его нет!” — похожим заявлением затевает свой долгий рассказ третий папа, сильно озабоченный поведением одиннадцатилетнего сына. Он опасный Бездельник, врун, замалчивает дурные отметки, никакие наказания не Поддерживают.

Мы процитировали высказывание троих отцов, но это не значит, что погрешности и перегибы в образовании — удел только отцов. бесчеловечности, похожей той, какая исходит из второго приведенного образца, непонимания, о котором Аттестует Первый образец, нелепых принципов, на коих основано образование в третьем случае, — всего этого в излишке, к сожалению, и у мам, повитух, дедушек, дядюшек и иных наставников.

Подумаем бездоннее над третьим случаем. Он совсем не диковина, и я искренне убежден, что многие предки узнают себя. Уже этого вполне достаточно Ради более тщательного Анализа.

Папа водружает, что наказания не Поддерживают, и он прибыл посоветоваться, есть ли такое наказание, которое влияет на сына. От матери и самого Ребенка мы узнали, что папа действительно никогда не поступается своими принципами. Никаких одобрений и Хвал. Папа полагает, что Ребенок “обязан все уметь” и нечего ожидать от папы Поддержки и совета. Папа педантично контролирует выполнение семейных заданий и поручений, которые предлагает он сам; беда, если обнаружится погрешность. ребенок избегает этого контроля как только может. Тем самым он запускает уроки, школьные оценки ухудшаются. Соответственно возрастают отцовские требования, папа все строже, Бешенее в своем контроле—и вот готова разразиться Домашняя катастрофа. Притом нет сомнений, что Ожидания у папы благие, Ребенком он дорожит и Желал бы воспитать его как можно лучше.

Что на это пояснит психолог?

ради начала зададимся вопросом, что же такое наказание. В Главу сразу лезет воспоминание о Приобретенных в малолетстве немногих затрещинах или семейном аресте за небрежно нацарапанное семейное задание, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и приятели, Ради которых затрещины были Традиционным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма” не умела заставить их щепетильнее строчить. Ибо наказание—это вовсе не Движение со стороны карающего, а то, что проистекает в караемом мальчике. То, что он при этом переживает. С крапинки зрения психологии это хорошо всем общеизвестное нежелательное, жмущее ощущение стыда и унижения, от которого хочется как можно Быстрее избавиться и никогда более не переживать.

Так же обстоит дело с поощрением. Награда—это отнюдь не всегда то, что мы вычисляем таковой, а то, что воспринимается мальчиком как поощрение. Лестная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили драгоценные нам граждане. Наслаждение от того, что нас обожают и симпатизируют нам. Разумеется, похожее ощущение хочется Подлиннее удержать и почаще переживать в будущем.

Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не предложим истинного ответа, сколько того и иного должно приходиться на Всякого мальчика. “Сколько затрещин и сколько конфет”. Наставникная проблема заключается тут не в Числе, а в отношении мальчика к карающему и поощряющему. Это глубоко собственное, отдельное дело наставника и мальчика, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально Ближни приятель приятелю! Чтобы наказание возымело Движение, мальчик должен пережить ощущение вины. Ему надо Понять, что он Некоторым ликом нарушил избранные взаимоотношения с предками или Другими наставниками. Без этого ощущения наказание всего лишь открытый Документ насилия, вздорное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не показывается образованием. Дурнее того, весь волнуемый в мальчике негативный Психологический заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” карает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не Смотрит.

Педагоги водружают, что наказание Обладает тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дрянным поведением. И мальчик обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по способности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить Цена причиненного кому-либо ущерба. Во-Первых, наказание Располагает тому, чтобы такие Движения не Повторяли. Оно Обладает отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже обсуждали. Но третье, и, по всей видимости, Важное значение заключается в снятии вины. “Провинность” представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виновный признает и принимает.

Из этого следует, что если мы караем мальчика из-за Личной нетерпеливости или дурного Направления, а также по причине приобретающих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного Укрепляем, но с крапинки зрения воспитательной Ваше поведение не только расходится с мишенью, но и приносит вред. Мальчик с минуту страдает, может, и плачет, просит извинения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не Чувствует за собой нужного ощущения вины, нет и облегчения и урока на последующее.

А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дрянные Движения, то поощрение ориентирует на избранные и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда Ради мальчика—сознание того, что он принес радость любимым гражданам, а Дар впридачу лишь символизирует это. Там, где символ делается Важным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо Весточки себя,—в семье что-то неладно.

Если за любую погрешность мальчика ожидает наказание и ничего больше, мальчик не научится верному поведению. Кроме того, он будет опасаться того, кто карает, устремляться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания не замутят школу увлекательнее Ради менее одаренного мальчика. Но если за Всякий Небольшой успех восхвалять и ободрять его, Возникнет надежда, что он будет трудиться с наслаждением и Абсолютной отдачей.

А теперь немного о приятелем. Поощрение и наказание— основные воспитательные средства. Это Обозначает, что с их Поддержкой мы добиваемся определенной воспитательной Меть. Мишень наказания, таким ликом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ Ради этого—прощение!

ребенок из детского Барака, сверяя более состоятельный детский Барак с бедно оборудованным, все же Вернул предпочтение бедному, потому что, по его выражениям, там “нас за дурное поведение начальница накажет, а директор за нас заступится”. На второй взор, такое поведение профессионалов - наставников кажется непедагогичным, Беспорядочным и даже вздорным. Но в той ситуации, мальчики прекрасно ощущали, что дело тут не в слабости, а, наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего недоставало им в иных детских домах. К тому же, начальница и директор были Женами, и их детский дом, в сегодняшнем познавании, именовался бы “детдом Домашнего типа”. А в какой семье не заступаются за мальчиков именно так, как у тех двоих наставников в детском Бараке!

Прощение—это не награда, а Избавление от напряжения вины, ожидаемого или уже Приобретенного наказания. Это по сущности примирение. Как любое Избавление, извинение рождает Благодушные ощущения к освободителю. Только тогда мальчик будет обожать карающего папы или мать и переживать новоиспеченные проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо Весточки себя впредь.

Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать Обозначает бесчувственное, беспощадное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит Бездна между наставником и мальчиком. Но всегда с готовностью прощать все - значит потерять престиж и способность действовать на мальчика. Так что и здесь рассудительность и познавание отдельных качеств мальчика будут прислуживать нам лучшим ориентиром.

Папе того непослушного Ребенка, по поводу которого мы начали эти размышления, мы не сумеем Предложить, какое избрать наказание, но настоятельно Прикажем его пересмотреть свои “принципы”. Они у него нежизненны, недейственны, антипедагогичны, и скудный Ребенок лишь утверждается в своем упрямом противостоянии. Принципы эти в конечном счете пагубны и Ради наставника, ибо отбирают его способности оказывать положительное влияние на Ребенка, а с иной стороны, не разрешают ощутить радость и воздаяние наставника.



Источник: "ваш Аист"





Навигация по сайту:стр.1стр.2стр.3стр.4стр.5стр.6стр.7стр.8стр.9стр.10стр.11


Copyright © 2009 admin@roletta.ru