Rolleta - с заботой о детях



  ЖУРНАЛ "Малыш"
Эмоциональные особенности и варианты детской агрессивности.

Творец: Е.О. СМИРНОВА, Г.Р. ХУЗЕЕВА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Приводятся данные экспериментального исследования, посвященного проблеме детской агрессивности. Описаны проявления детской агрессии и эмоциональные особенности дошкольников, склонных к агрессивному поведению. На материале сравнительного разбора поведения агрессивных и неагрессивных мальчиков 5-6 сезонов выявляются особенности умственного, волевого и коммуникативного развития мальчика с повышенной агрессивностью. В Результате разбора выделяются отличительные особенности агрессивных мальчиков, которые связаны с их отношением к Ровесникам, а также отдельные варианты детской агрессивности. Ключевые выражения: детская агрессивность, группа дошкольников, отношение к Ровеснику, отдельные варианты агрессивности. Повышенная агрессивность мальчиков показывается одной из наиболее острых проблем не только Ради педагогов и психологов, но и Ради сообщества в целом. Нарастающая волна детской преступности и умножение количества мальчиков, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на второй план задачу Чтения эмоциональных условий, нагнетающих эти рискованные явления. Особенно главным Чтение агрессивности показывается в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или Другие формы агрессии характерны Ради множества мальчиков. Однако известно, что у определенной категории мальчиков агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развертывается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал мальчика, сужаются способности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный мальчик приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В Недавние сезоны научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно Повысился. Однако, несмотря на значительное Число исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми [1]. Ученые различных направлений советуют Разные подходы к определению Сути агрессивного поведения, его эмоциональных механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в Братских чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба иному лицу. Многие психологи правосудно отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее наружным проявлениям, нужно знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в множестве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и действующие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности Домашнего образования [7], [11], модели агрессивного поведения на телеэкране [2], [8] или со стороны Ровесников [4], [9], уровень фрустрации [3] и пр. Однако очевидно, что все эти факторы нагнетают агрессивное поведение далеко не у всех мальчиков, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях образования Растут различные по степени агрессивности мальчики. Лонгитюдные исследования рассказывают, что агрессивность, сложившаяся в малолетстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни гражданина [10], [12]. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, Располагающие проявлению агрессивности. По-видимому, мальчики, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых Ровесников не только по поведению, но и по своим эмоциональным характеристикам. Однако комплексного исследования эмоциональных особенностей, Находящихся в основе детской агрессивности и предлагающих представление о эмоциональной природе этого явления, нам обнаружить не получилось. Между тем выявление мотивов агрессивного поведения мальчиков, Чтение его эмоциональных условий и вариантов настоятельно нужно как Ради своевременной диагностики этого явления, так и Ради разработки коррекционных программ. Именно эта мишень Висела перед нами. Мы Постарались выявить внутренние, эмоциональные условия, Располагающие проявлениям агрессивности у мальчиков дошкольного возраста.

ФЕНОМЕНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Вначале нужно было описать феноменологию агрессивного поведения Модных дошкольников и выявить Ребеноков, склонных к агрессии. Эта задача решалась методом наблюдения. В итоге наблюдений за Беспрепятственным взаимодействием 115 дошкольников пяти-шести сезонов (пять групп детских Парков) были обнаружены многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения. Наиболее часто у подавляющего множества Ребеноков наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия - от Апелляций и агрессивных фантазий ("позвоню милиционеру, и он тебя в темницу заберет") до прямых оскорблений ("толстуха", "Балбес", "ябеда и нытик"). У некоторых Ребеноков были зафиксированы случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов работы иного, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (Ребеноки колотили Ровесников кулаком или Булавой по Главе, кусались и т.п.). Особой задачей было выявление тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение. Разбор вхождения этих ситуаций и переживаний мальчика нужен Ради познавания направленности агрессивного поведения, его причин и мишеней, что может пролить свет на его мотивацию. Причинами проявлений агрессивности умеют быть: стремление привлечь к себе внимания Ровесников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и затевает громко лаять, Рисуя злую дворняжку, чем, природно, завлекает к себе внимание); ущемление Величия иного с мишенью подчеркнуть свое преимущество (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает Необходимых деталей конструктора, мальчик Зовет: "Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не Удастся, ты плакса и нытик"); охрана и Вендетта (в ответ на "нападение" или насильственное изъятие игрушки мальчики Соответствуют яркими вспышками агрессии); стремление быть Важным (например, после неудачной попытки занять первое помещение в строе мальчик отталкивает опередившего его приятеля, хватает за волосы и Старается Ударить Главой о стену); стремление Приобрести желанный предмет (чтобы иметь Необходимой игрушкой, некоторые мальчики прибегали к прямому насилию над Ровесниками). Множество проявлений агрессивного поведения Видится в ситуациях охраны своих интересов и отстаивания своего преимущества, когда агрессивные Движения используются как средства достижения определенной Меть. Соответственно, максимальное воздаяние мальчики Приобретают при достижении желанной Меть - будь то внимание Ровесников или увлекательная игрушка, после чего агрессивные Движения прекращаются. Таким ликом, в множестве случаев агрессивные Движения мальчиков Обладают инструментальный или реактивный нрав. В то же время у Индивидуальных мальчиков наблюдались агрессивные Движения, не Обладающие какой-либо Меть и направленные исключительно на причинение вреда иному. Например, мальчик Стимулирует девочку в Аквариум и улыбается над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с наслаждением наблюдает за ее переживаниями. Физическая мука или унижение Ровесника нагнетают у этих мальчиков воздаяние, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может Аттестовать о склонности мальчика к враждебности и Бесчеловечности, что, природно, нагнетает Особенную тревогу. Те или Другие формы агрессивного поведения наблюдались у множества дошкольников. В то же время некоторые мальчики проявляли значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявлялась в Предыдущем:
1) верховная частота агрессивных Движений - в движение Дня наблюдений они демонстрировали не менее четырех актов, направленных на причинение вреда Ровесникам, в то время как у иных мальчиков было зафиксировано не более одного;
2) преобладание прямой физической агрессии - если у множества дошкольников чаще всего наблюдалась вербальная агрессия, то эти мальчики часто Пользовались прямое физическое насилие;
3) наличие злобных агрессивных Движений, направленных не на достижение какой-либо Меть (как у остальных дошкольников), а на причинение физической муки или страданий Ровесникам. В соотношении с этими признаками мы выделили группу дошкольников с повышенной агрессивностью, в состав которой Влетели 31 гражданин (20% выборки), среди которых было 23 Ребенка и 7 девочек. Эти агрессивные мальчики и составили экспериментальную группу (ЭГ), которая подверглась разностороннему эмоциональному обследованию.

Эмоциональные ОСОБЕННОСТИ Мальчиков, СКЛОННЫХ К АГРЕССИИ
Среди эмоциональных особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют Неполное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой работы, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со Ровесниками [1]. Однако остается Бледным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере действуют на агрессивность мальчиков, поскольку в Всяком исследовании изучалась какая-либо одна характеристика. В нашей Деятельности при обследовании агрессивных мальчиков мы устремлялись выявить по способности просторный спектр эмоциональных характеристик с тем, чтобы выделить эмоциональные особенности, Различающие агрессивных дошкольников от их Традиционных Ровесников. Контрольную группу (КГ) составили 50 не склонных к агрессивному поведению мальчиков из тех же детских Парков.

МЕТОДИКИ
ради сравнительного разбора были выделены Предыдущие показатели: Братский интеллект, который определялся по методике Л.А. Венгера "Схематизация"; социальный интеллект, составляющий когнитивный компонент коммуникативной компетентности и выявляемый при решении социальных проблем; уровень развития произвольности (общеизвестная методика "Да и нет"); самооценка, которая выявлялась с Поддержкой методики "Лесенка" (Ребенкам предлагалось не только оценить себя, но и ответить, как их Критикуют Ровесники); уровень развития игровой работы (определялся по схеме Д.Б. Эльконина, включающей четыре уровня развития ролевой забавы); расположение мальчика в группе Ровесников (выявляллось с Поддержкой детского варианта социометрии); способ выхода из конфликтных ситуаций (проективная методика "Картинки", в которой мальчики должны были приобрести выход из конфликта с позиции обиженного мальчика); мальчикам предлагались четыре картинки с изображением типичных конфликтных ситуаций (группа мальчиков не принимает в забаву своего Ровесника, один мальчик сломал постройку иного или взял у него игрушку и пр.); предлагалось Объяснить, что здесь проистекает, и ответить на вопрос: "Что бы ты замутил на помещении этого мальчика (девочки)?"; особенности отношения к Ровеснику, которые выявлялись авторской методикой "Раскрась картинку"; в экспериментальной ситуации двум мальчикам предлагалось раскрасить свои картинки (контурные изображения), Пользуясь как можно больше цветов. ассортимент фломастеров был распределен так, что в распоряжении мальчиков были фломастеры различных цветов, что Знало их взаимообмен. Эта ситуация предлагала Возможность зафиксировать интерес к Движениям иного, реакции на его успехи и Аварии и способность к просоциальным Движениям.

Разбор Итогов
Сравнительный разбор предложенных экспериметальной и контрольной групп выявил, что по множеству показателей агрессивные дошкольники мало отличаются от своих неагрессивных Ровесников. Так, уровень развития интеллекта в обеих группах был примерно одинаковым; уровень социального интеллекта в КГ в среднем был несколько выше, чем в ЭГ (соответственно 6 и 6, 9 балла), хотя у 60% агрессивных дошкольников был зафиксирован достаточно верховный социальный интеллект (в КГ-у 65%). Показатели развития произвольности в группе агрессивных мальчиков в целом были ниже-у 56% был зафиксирован неверховный уровень произвольности и только у 12% высокий (в КГ соответственно 38 и 30%). Уровень развития забавы в ЭГи КГ был примерно одинаковым - множество мальчиков в обеих группах лежали на средних уровнях - втором и третьем; в то же время среди агрессивных дошкольников было больше мальчиков, не Могущих играть (второй уровень), и меньше тех, кто достиг высшего четвертого уровня развития забавы (только 6, 5%; в КГ таких мальчиков было 31 %). По итогам диагностики самооценки оказалось, что 40 % агрессивных мальчиков Облапредлагают заниженную самооценку (в КГ - 16%), однако у 60% самооценка оказалась верховной. Несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки в ЭГи КГ (5, 7 и 6, 1 баллов), выяснилось, что у агрессивных мальчиков более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны Ровесников. У мальчиков, не проявляющих агрессивных форм поведения, данный показатель составил 1, 4 балла, в группе агрессивных - 2, 2. обладая достаточно верховную самооценку, эти мальчики явно Подозревают в положительном отношении к себе со стороны Ровесников. Данный факт может Аттестовать о том, что эти мальчики более остро переживают свою "недооцененность", непризнанность Величий со стороны Ровесников. Однако итоги социометрии Представили, что эти переживания, как расположение, не Подходят реальности. По своему социальному статусу в группе Ровесников агрессивные мальчики мало отличались от иных: как и в КГ, среди них были и предпочитаемые, и отбрасываемые Ровесниками, и даже лидеры. Сравнительный разбор предложенных показателей Аттестует о том, что Неполный уровень развития Братского и социального интеллекта, произвольности или забавы нельзя Осматривать как основную причину агрессивного поведения. Несмотря на некоторые различия средних показателей ЭГ и КГ, значительное количество агрессивных мальчиков Обладали верховные итоги по данным характеристикам. Наиболее существенные различия между двумя группами были выявлены в отношении мальчика к Ровесникам. При разрешении конфликтных ситуаций, изображенных на картинках (например, кто-то берет чужую забавушку, или рушит постройку иных, или разбирает игрушку), на вопрос, что бы испытуемый замутил на помещении обиженного мальчика, практически все мальчики ЭГ предлагали агрессивные ответы типа: "Предложу ботинком по животу", "Схвачу и посажу в клетку", "Убью", "Изобью" и пр. В отличие от них, мальчики КГ в множестве случаев предлагали более конструктивные и миролюбивые ответы: "Починю", "Замучу новоиспеченную", "Пойду играть в иную игру", "Заплачу и пожалуюсь маме". Показательно, что интерпретируя сюжеты картинок, все мальчики ЭГ приписывали изображенным персонажам агрессивные Ожидания: "Он нарочно сломал", "Украл", "Сейчас будет колотить". В КГ достаточно часто мальчики интерпретировали те же сюжеты как бесконфликтные: "Случайно сломали домик, Необходимо починить", "Он поиграет и отдаст", "Они договорятся и пойдут играть вместе". Не менее значимые различия были выявлены в процессе реального взаимодействия мальчиков. В ситуации "Раскрась картинку" два мальчика должны были Пользоваться как можно больше цветов, что Знало обмен фломастерами. В этой ситуации агрессивные мальчики проявляли меньший интерес к Деятельности партнера, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам Ровесника (вырывали его рисунок, Старались Ударить). Они чрезвычайно редко уступали свои фломастеры, в отличие от мальчиков КГ, которые в половине случаев Поддерживали партнеру. Предлагали свои фломастеры только 10% мальчиков ЭГ, причем этот процесс всегда сопровождался требованием равноценного обмена.В КГ мальчики достаточно легко и бескорыстно уступали Ровеснику. Эти итоги дают основание полагать, что Важной отличительной чертой агрессивных мальчиков показывается их отношение к Ровеснику. Иной мальчик выступает Ради них как противник, как Соперник, как препятствие, которое Необходимо устранить. Такое отношение нельзя свести к изъяну коммуникативных навыков (заметим, что многие мальчики ЭГ в ряде случаев демонстрировали вполне адекватные способы общения, но при этом проявляли незаурядную изобретательность, Выдумывая разнообразные формы нанесения ущерба Ровесникам). Можно полагать, что это отношение отражает Особенный склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое Обучение иного как недруга. В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный гражданин Обладает предвзятое мнение о том, что Водит поступками окружающих: он приписывает иным злобные Ожидания и пренебрежение к себе [5], [6]. Эта же атрибуция враждебности была зафиксирована у агрессивных мальчиков и в Ваших экспериментах. Она проявлялась в следующих фактах: в представлениях о своей недооцененности со стороны Ровесников; в приписывании иным агрессивных Ожиданий при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии мальчиков. Все это обсуждает о том, что Важные проблемы агрессивных мальчиков Находятся в области отношений со Ровесниками. Однако оказалось, что в экспериментальной группе дошкольников эти проблемы неоднородны. Как уже отмечалось, Ради выяснения расположения агрессивных мальчиков в группе Ровесников было проведено социометрическое обследование во всех участвовавших в Опыте детских садах. В итоге оказалось, что социальный статус в группе Ровесников у агрессивных мальчиков существенно различается - одни из них Интересуют положение лидеров и предпочитаемых, иные попадают в отверженные. Этот факт, а также существенные отдельные различия, Приобретенные при обследовании агрессивных мальчиков, побудили нас осуществить дифференцированный разбор выборки и выделить отдельные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.

Отдельные ВАРИАНТЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
На основе разбора были выделены три подгруппы Ребеноков, которые различаются: 1) по наружным поведенческим проявлениям агрессивности; 2) по своим эмоциональным нравистикам (уровню интеллекта, произвольности, развитию забавовой Деятельности); 3) по социальному статусу в группе Ровесников. Остановимся на описании этих подгрупп. В вторую подгруппу Влетели мальчики, которые чаще всего Пользуются агрессию как средство привлечения внимания. Они, как расположение, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (Зовут, громко Бранятся, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение Психологического отклика от Других. Такие мальчики активно устремляются к контактам со Ровесниками; добившись внимания партнеров, они унимаются и прекращают свои вызывающие Движения. У таких мальчиков агрессивные Документы Временны, ситуативны и не отличаются особой Бесчеловечностью. Чаще всего они Пользуются физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их агрессия перемещает случайный, непосредственный и импульсивный нрав; злобные Движения скоро Чередуются дружелюбными, а выпады против Ровесников - готовностью сотрудничать с ними. Их агрессивные Движения отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих Движений и скоро угасают. По данным социометрического обследования, мальчики этой подгруппы Обладают весьма Низкий статус в группе Ровесников - их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. По выражениям Ровесников, такие мальчики "все разбирают", "всегда Отвлекают", "никого не вслушиваются". Данные эмоционального обследования рассказывают, что эти мальчики значимо отличаются от иных (как Традиционных, так и агрессивных) следующим: неверховным уровнем интеллекта - как Братского, так и социального; неразвитой произвольностью; неверховным уровнем игровой Деятельности. Мальчики этой подгруппы игнорируют нормы и управляла поведения (как в забаве, так и вне забавы), ведут себя очень шумно, демонстративно оскорбляются, Зовут, однако их эмоции перемещают поверхностный нрав и скоро переходят в более безмятежные состояния. Эти данные разрешают предположить, что в данном случае мы Обладаем дело с некоторым отставанием в Братском психическом развитии мальчика. Его обостренная зависимость во внимании и в признании Ровесников не может реализоваться через обычные формы детской работы и в качестве средства самоутверждения и самовыражения он Пользуется агрессивные Движения. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку Важная задача мальчика здесь - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. первую подгруппу составили мальчики, которые Пользуются агрессию в основном как норму поведения в общении со Ровесниками. У этих мальчиков агрессивные Движения выступают как средство достижения какой-либо конкретной Меть - получения Необходимого им предмета или ведущей роли в забаве или вызабавыша у своих партнеров. Об этом Аттестует в частности тот факт, что положительные эмоции они изведывают после достижения итога, а не в момент агрессивных Движений. Работа этих мальчиков отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой работы они устремляются к лидирующим позициям, покоряя и подавляя иных. В отличие от Агентов следующей подгруппы, они не устремляются привлечь к себе внимание Ровесников. Как положение, эти мальчики Интересуют положение предпочитаемых, а некоторые уходят на уровень "звезд". Среди всех форм агрессивного поведения у таких мальчиков чаще всего Видится прямая физическая агрессия (37%), которая, впрочем, не отличается особой Бесчеловечностью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды Ровесников, ориентируясь исключительно на Личные Влечения. По итогам обследования эти мальчики Обладают Предыдущими особенностями: верховным уровнем интеллекта (как Братского, так и социального); развитой произвольностью; избранными организаторскими Возможностями, Мастерством организовать забаву; достаточно высоким уровнем развития ролевой забавы; высоким социальным статусом в группе Ровесников. Мальчики этой подгруппы хорошо предполагают и на выражениях принимают нормы и управляла поведения, но постоянно преступают их. Преступая управляла, они выгораживают себя и Винят своих собратий, устремляясь избежать негативной оценки старшего: "Он Первый Происхождений", "Он сам лезет, я не виновен". Положительная оценка старшего несомненно главна Ради них. В то же время они как бы не замечают Личной агрессивности; их способ Движения представляется им привычным, Здоровым и единственно достижимым средством достижения своей Меть. Например, сталкивая с лошадки собрата, мальчик Объявляет: "А что же мне делать, я тоже Желаю играть, а он мне Отвлекает". Данный вид агрессивности мальчиков можно назвать нормативно-инструментальным. В третью подгруппу заходят мальчики, Ради которых нанесение вреда иному выступает как самоцель. Их агрессивные Движения не имеют какой-либо видимой Меть - ни Ради окружающих, ни Ради них самих. Они изведывают наслаждение от самих Движений, приносящих мука и унижение Ровесникам. Мальчики данного типа Пользуются в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямое физическое противодействие, отличающееся особой Бесчеловечностью и равнодушием. Например, безо всякой видимой причины мальчик хватает иного за волосы и колотит Главой об стену или Стимулирует с лестницы и со безмятежной улыбкой Видит. Обычно такие мальчики избирают Ради своих агрессивных Движений одну-две непрерывных жертвы - более Бессильных мальчиков, не талантливых ответить тем же. Ощущение вины или Извинения при этом совершенно отсутствует. Нормы и управляла поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение старших они Соответствуют: "Ну и что!", "И пусть ему больно", "Что Желаю, то и делаю". Отрицательные оценки окружающих не Приступают в расчет. ради таких мальчиков особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго памятуют любые мелочные обиды и, пока не отомстят обидчику, не умеют переключиться на иную Деятельность. Самые нейтральные ситуации они Осматривают как угрозу и посягательство на свои права. Итоги эмоционального обследования этих мальчиков рассказывают: средние показатели интеллекта; произвольность в целом Подходит возрастным нормам; невысокий социальный статус в группе Ровесников, т.е. их опасаются и избегают; уровень развития забавы также находится на средних уровнях (втором-третьем), однако вхождение их игр часто перемещает агрессивный характер - все бьются, морят или умерщвляют приятель приятеля. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-злобным. Таким ликом, выделенные подгруппы мальчиков существенно различаются по формам проявления агрессивности. условная частота Разных форм агрессии (в %) в трех выделенных группах показана в табл. 1. Как можно Смотреть из табл. 1, во всех группах преоблапредлагает прямая физическая агрессия, однако наиболее часто предложенная форма Видится в третьей подгруппе, где на нее приходится половина всех агрессивных актов мальчиков. Еще более существенные различия между подгруппами наблюдаются в мотивации агрессивного поведения. Как видно из табл. 2, выделенные группы мальчиков значительно отличаются по выраженности тех или иных мотивов агрессии. Так, в второй подгруппе агрессия наиболее часто используется Ради привлечения внимания Ровесников, во второй - Ради достижения конкретной Меть (чаще всего - Приобрести желанный предмет); в третьей подгруппе преобладающей мотивацией агрессии показывается немотивированное причинение вреда Ровесникам (агрессия как самоцель). Отметим нарастание частоты данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от второй подгруппы к третьей. Таким ликом, в основе детской агрессивности может Находиться Разная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практичных мишеней, в третьем - подавление и унижение иного. Однако, несмотря на эти Явные различия, всех агрессивных мальчиков объединяет одно Братское свойство - невнимание к иным мальчикам, неспособность Смотреть и понимать иного. В ситуации, выявляющей отношение к Ровеснику ("Раскрась картинку"), по всем показателям значимых различий между подгруппами агрессивных мальчиков обнаружено не было. Все они проявляли невысокий интерес к Ровеснику, неадекватные реакции на успехи иного (злорадство при его неуспехе и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь иному. Похожий тип отношения к Ровеснику оказался не связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным расположением мальчика в группе Ровесников. По-видимому, в основе такого отношения к иным Находится Особенное строение самосознания мальчика, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от иных. В мире и в иных людях такой мальчик Смотрит прежде всего себя и отношение к себе. Иные граждане выступают Ради него как обстоятельства его жизни, которые либо Отвлекают достижению его мишеней, либо не уделяют ему должного внимания, либо Стараются нанести ему вред. Фиксированность на себе, намерение враждебности со стороны окружающих не разрешает такому мальчику посмотреть иного во всей его полноте и целостности, пережить Чувство связи и общности с ним. Поэтому Ради таких мальчиков недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во злобном и грозящем мире, которое порождает все большее Сопротивление и отделенность от иных. Степень такого Обучения враждебности может быть Разной (по Вашим данным, она нарастает от второй подгруппы к третьей), однако ее эмоциональная природа остается той же - внутренняя изоляция, приписывание злобных Ожиданий окружающим и невозможность Смотреть мир иного гражданина. В то же время, можно полагать, что в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры Ради преодоления этих тенденций. Мы полагаем, что Ваша Деятельность дает новоиспеченные ориентиры Ради коррекционной работы с агрессивными мальчиками. Эта работа должна быть направлена не на Надежный выход агрессии (Психологический катарсис), не на возрастание самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой работы, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование Возможности Смотреть и понимать иных. Построение и апробация такой коррекционной программы составляет дальнейшую задачу нашей работы.
1. Бэрон Р., РичардсонД. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. Сер. "Мастера психологии".
2. Bandura A. Influence of model's reinforcement contingecies on acquisition of imitative responses // J. Person, and Soc. Psyhol. 1965. V. 1. P. 589-595.
3. Berkowitz 1. Frustration-aggression hypothesis: Examination and reformulation // Psychol. Bull. 1989. V. 106. P. 59-73.
4. Dodge K.A. Behavioral antecedents of peer social status // Child Devel. 1983. V. 54. P. 1386-1399.
5. Dodge R.A., Frame C.L. Social cognitive bases and deficits in aggressive boys // Child Devel. 1982. V. 53. P. 620-635.
6. Dodge R.A., Coin J.D. Social information-processing factors in reactive and proactive agression in children's peer groups // J. Person, and Soc. Psychol. 1987. V. 53. P. 1146-1158.
7. Eron L.D., Huesmann L.R. The control of aggressive behavior by changes in attitudes values and the conditions of learning // Blanchard R.J., Blanchard D.C. (eds.). Advances in the study of aggression. V. 1. Orlando, FL: Acad. Press, 1984. P. 139-173.
8. Grusec J.E. Demand characteristics of the modeling experiment: Altruism as a function of age and aggression // J. Pers. and Soc. Psychol. 1972. V. 22. P. 139-148.
9. Haskins R. Public school aggression among children with varying day-care experience // Child Devel. 1985. V. 56. P. 689-703.
10. Huesmann L.R. An information processing models for the development of agression // Aggressive Behav. 1988. V. 14. P. 13-24.
11. Lefkomtz M.M. et al. Growing up to be violent: A longitudinal study of the development of aggression. N.Y.: Pergamon, 1977.
12. Olweus D. Aggression and peer acceptance in adolescent boys: Two short-term longitudinal studies of ratings // Child Devel. 1977. V. 48. P. 1301-1313.

Родник: Вопросы психологии (Москва).





Навигация по сайту:стр.1стр.2стр.3стр.4стр.5стр.6стр.7стр.8стр.9стр.10стр.11


Copyright © 2009 admin@roletta.ru