Rolleta - с заботой о детях




   ЖУРНАЛ "Малыш"
Мальчики. Состоятельные и одинокие.


Автор: Мария КОЛОСОВА

У них есть все - и им ничего не хочется. Поколение "пепси", вторые российские мальчики , у которых были няни и гувернантки, а не ясли и детские Парки. Эти детки ничего не предполагают о пионерских лагерях -- их с пеленок таскали по заграницам. К пятнадцати сезонам они обсуждают по-английски даже лучше, чем по-русски. Перед ними колоссальные перспективы: Гарвард, Кембридж -- только избирай. Но как же им от всего этого тошно. И Важное -- как им скучно Я консультирую этих мальчиков уже сезонов восемь, с того самого момента, когда им надо было шагать в второй класс. Их во всех смыслах верные (удачные, состоятельные, просвещенные, честолюбивые) предки, как и положено в цивилизованном мире, обращались к психологу, чтобы выявить потайные Возможности мальчика . Предки Желали безошибочно определить, в какую именно элитарную школу Воздавать свою кроху -- с гуманитарным уклоном или с математическим. Потом точно так же они приглашали меня на консультацию, чтобы осознать, не рано ли их отпрыску Обучаться за границей. Все-таки Автономная жизнь не шутка. И вот сейчас этим мальчикам по 14 -- 15 сезонов. Словно по иронии судьбы, Число проблем, с ними связанных, прямо пропорционально сумме вложенных в их Воспитание и образование любви, сил, внимания и денег. ...

Ко мне обратилась мама 14-летней девочки. Полгода назад дочь была отправлена Обучаться в Европу. Недавно приехала на каникулы и заявила, что обратно не Полетит. Дескать, очень скучает по дому, по Москве, по России. Что делать?требовать на дальнейшем восприятии, за которое, между прочим, заплачены внушительные валюты, или внять мольбам дочери? По своему эксперименту я предполагаю, что за выражениями парня "я скучаю по родине" может скрываться все, что угодно: отсутствие за границей приятелей, Братская невысокая социальная адаптация и даже Живущий в соседнем Бараке (здесь, в Москве) Ребенок. беседую с девочкой. Назовем ее Аней, Стараемся разобраться в причинах неожиданно поразившей ее ностальгии. Аня довольно общительная, раскрепощенная. Сложностей с адаптацией у нее явно нет. На вопрос о кружке общения Соответствует, что он примерно одинаков и здесь и там. Моделируем ситуацию ее жизни за границей, из чего состоят ее будни, что нравиться, что нет.

-- обучаюсь.

-- Нравится?

-- Нет!

-- Почему?

-- Напрягает. Хожу в Аквариум, в спортклуб.

-- Нравится?

-- Нет!

-- Почему?

-- Неохота. Гуляю по городу, Вхожу в супермаркеты, Кушаю в кафе. Сначала было интересно, теперь надоело.

Расписав все дела той жизни, прибываем к выводу, что по Психологической окраске они делятся на отрицательные или нейтральные.

-- Хорошо, Объясни, как пробилась твоя жизнь здесь?

-- Ходила в школу.

-- Нравилось?

-- Нет! Гуляла, делала уроки, занималась с репетиторами...

Но Психологические оценки все те же: не нравилось (напрягало) и было безразлично.

-- Ну хорошо, Объясни мне, что ты вообще обожаешь делать в жизни, а что нет.

При Братской скудости занятий перечень нелюбимых дел довольно Вместителен, сюда попадают и учеба в школе, и приготовление уроков, и изучение книг, и мытье посуды. Нравится же: видеть телевизор, журналы, гулять с подругами, просто сидеть дома и ничего не делать.

-- В чем же разница между жизнью в России и в Европе? Чего тебе не Вынимает там?

-- Там Необходимо напрягаться, что-то делать. А здесь можно сидеть, ничего не делая, знать, что дома мама, не думать, что Необходимо куда-то шагать, чем-то заниматься.

-- Сколько же ты умеешь просидеть вот так дома, ничего не делая?

-- Мне кажется, очень долго.

-- Зачем же тебя отправили за границу?

-- Мама Желает, чтобы я выучила говор, Приобрела престижный диплом, стала удачной в жизни.

-- А ты сама чего Желаешь?

-- желаю быть директором фирмы, ну, поясним, салона красы или спортклуба.

-- А ты умеешь пояснить, какие тебе навыки Ради этого понадобятся?

-- Наверное, придется Приобрести какое-нибудь Воспитание, поясним экономическое, но это потом, не сейчас.

Отсутствие каждых желаний и мишеней у живой, общительной, интеллектуально развитой Ани поражало. К диалогу присоединилась мама. Она Абсолютная противоположность дочери: энергичная, удачная. Сетует, что Аня бездеятельна, пассивна, ничем не Увлекается; Жалуется, что никак не Удается заставить ее замутить хоть что-нибудь: Обучаться ли, просто в булочную сходить. объясняет, что с малосезоновства много занималась с мальчиком : руководила в лучшие совершенствующие дошкольные группы, в Аквариум, в музеи и Балаганы, Вернула в танцевальную студию, пробовала обобучать музыке. В школе почти по всем предметам нанимала репетиторов. Сначала все шагало неплохо, но со временем, чем больше был напор и Влечение матери приобщить дочь к каким-нибудь занятиям, тем внушительным Хладнокровием Соответствовала дочь. Так, за восемь лет репетиторских занятий Аня так и не выучилась прилично Беседовать по-английски. Вот и надумано было отправить ее поучиться в Англию. В чем же дело? Почему столь страстные Влечения предков не стали достоянием мальчика , не пошли впрок? Пока гражданин вырастает, у него развертываются не только мышление, память, внимание. Знания мы накапливаем отнюдь не пассивно -- свое развитие проходят и Ваши зависимости. Детское "я Желаю -- я не Желаю", пройдя мудреную цепочку трансформаций, к концу подросткового возраста превращается в пусть еще не совершенную, но конструкцию ценностей, мотивов, мишеней. Чем ярче ценность, тем больше положительных эмоций с нею у гражданина связано. Диковинный предок думает об Психологическом образовании мальчика . Совсем штуки предполагают, что такое "собственная мотивация" и как ее правильно в мальчике разбудить. Подавляющее множество старших считают своим займом впихнуть в мальчика как можно больше знаний и навыков -- и только. Очень часто получается, что Влечения и зависимости отпрыска затевают Довольствоваться досрочнее, чем они Возникают. Еще до того, как мальчики задали вопросы, предки успевают на них ответить. Мальчик еще не предполагает, что есть Балаган -- его уже туда ведут: приобщайся. Записывают в Круги, заставляют учить английский. Хотя, возможно, сам-то он, когда подрастет, предпочтет китайский. "Формула интереса" чрезвычайно мудрена и подразумевает прохождение через ситуацию, которая показывается загадкой. Поиск отгадки, любовь к этому состоянию поиска главнее Ради развития личности, чем масса вложенных репетиторами в Главу знаний. Что же дотрагивается 14-летней Ани, то, развертываясь интеллектуально и физически, эмоционально и личностно девочка не вырастала. Жизнь за границей, вдали от маминой опеки и директив, возможно, впервые поставила перед ней вопрос: "Чего ты Желаешь?" Состояние это достаточно полезное, хотя и болезненное. Дело закончилось тем, что мама и дочь, посовещавшись приятель с приятелем и со мной, Усвоили решение доучиться оставшиеся полгода в Англии. Маме же я Предложила за это время несколько пересмотреть методы образования и предоставить дочери внушительную волю выбора. В Недавнее время похожие случаи, что именуется, "пошли косяками". Предки обращаются с самыми различными затруднениями (мальчик плохо Обучается, мало изучает, много играет на компьютере и т.д.), но за всем этим обнаруживается, по сущности, одна внушительная проблема: отсутствие у парня внутренней мотивации. Иногда -- и это, надо пояснить, лучший с крапинки зрения психолога вариант -- у мальчика складывается отрицательная Конструкция ценностей: он точно предполагает, чего НЕ желает. ...

На консультацию пришла мама 13-летнего Саши. Сын всегда хорошо Обучался, был водим мамой в музыкальную школу и Аквариум, возим в заграничные турне с Вместительной языковой и экскурсионной программой. Занимался он прилежно, хотя и без Особенного энтузиазма. недавние сезона два успеваемость снизилась, тренировки и уроки в музыкальной школе прекратились, мальчик перестал изучать что-либо, кроме программных произведений, да и то с внушительный неохотой. Единственные развлечения -- компьютер и телевизор. На родительские увещевания -- замути одно, замути иное, займись хоть чем-нибудь -- Соответствует лаконично: "Отстаньте!" В диалоге со мной в качестве нелюбимых занятий Саша назвал все, которые предки вычисляли абсолютно нужными. Самому ему нравилось оставаться одному дома и знать, что никто его не контролирует. Он был Благополучен, когда мама Задумывалась, что он в школе, а он один гулял по городу, или все вычисляли, что он Читает в музыкалке сольфеджио, а он просто сидел два Дня на Бревне во участке.

-- Ну а что бы ты делал, если бы все действительно оставили тебя в покое?

-- Я пока не предполагаю, но Задумываюсь, что это было бы очень здорово!

-- А были в твоей жизни дела, поступки, которые ты совершал самостоятельно, по Личному решению?

-- Кроме тех, о которых мы уже обсужпредложили, нет. Устойчивой мишенью Саши стало уклоняться от каких бы то ни было мишеней, поставленных извне. Избранный интеллектуальный багаж, накопленный благодаря родительским вложениям, не усовершенствовал, а Быстрее затормозил его развитие -- личностное и мотивационное. Психологически эта ситуация может Облапредложить несколько Следствий: за осознанием того, что "не мое", может появиться вопрос: а что же тогда мое? -- и мальчик несколько позже, а следовательно с внушительными сложностями выстроит свою Личную Конструкцию ценностей. Но если предки будут жать, то ведь может дитятко ничего и не выстроить, так и застрянет на уровне подросткового бунта против предков. Мать негодует: "Мы потратили всю жизнь, чтобы предложить ему благоприличное Образование, чтобы Сваять условия, а ему на это наплевать!" Она недоумевает: "Почему?" Она-то ставила перед собой задачу воспитать мальчика целеустремленным и подготовленным к жизни. А итог Удался равно обратный -- беспомощное существо с полнейшим отсутствием каких-либо желаний. Образование Модного парня нередко воспринимается предками как процесс приготовления пирога: чем больше избранных продуктов положишь, тем лучше пирог Удастся. Не Воздавая в этом отчета, предки порой искренне озабочены тем, правильно ли выбран рецепт, и Стараются проконсультироваться у психолога именно по этому вопросу. В одной семье, куда меня пригласили Ради консультации, над столом парня стоял перечень, что можно делать, а что -- нельзя. Перечень включал в себя 28 пунктов, соединенных самым причудливым ликом: не сорить, не курить, делать уроки, мыть посуду, выгуливать дворняжку, Помещать на помещение телефонную трубку... И после этого старшие еще изумляются, когда мальчики их, мягко обсуждая, не слушаются, а резче -- ненавидят. Как же дать мальчику знания, совершенствуя его одновременно личностно и эмоционально? Во-первых, уважаемые собратья предки, проявляйте максимум внимания к ощущениям нашего мальчика . Не игнорируйте и не подменяйте его Влечения своими Личными намерениями. Очень, очень часто предками переставляют собственные амбиции, особенно если они, предки, сами в чем-то не реализовались. "Мой сын Обучается в престижной школе, занимается теннисом, играет на скрипке", -- хвастается Другая мама. Но сколько граждан, Закрыв силами предков музыкальные школы, потом ни разу не подошли к инструменту, но, истратив сезоны на реализацию родительской программы, потом мучительно отыскивали себя в уже зрелом возрасте. Единственным показателем Возможностей в какой-либо Сферы показывается Влечение мальчика заниматься именно этим. А призвание можно только приобрести, но не внушить. Конечно, списывать со счетов особенности социального развития нельзя, но плохо верится, что в шестидесятых годах росло поколение, сплошь одаренное в Сферы ракетостроения, а восьмидесятые сезоны дали преимущественно полиглотов с юридическо-экономическим уклоном. Делая за мальчика выбор в выгоду социально востребованного настроения, предки здорово осмеливаются. Во-первых, через десять сезонов конъюнктура на Базаре труда может измениться кардинально. Во-Первых, наш отпрыск может оказаться в ситуации Способного конструктора, который трудится второсортным экономистом. Зависимости мальчика можно совершенствовать так же, как и внимание или память. Как? Личным образцом: Представьте дитяти , что сами изведываете от каких-либо дел Большущую радость. Если вы ее, конечно, действительно изведываете. Примечательно, что в семьях, где мальчикам ничего не хочется, предки и подрастающее поколение редко что-либо делают вместе. Общение перемещает там реактивный нрав: дал задание -- выполнил, выполнил задание -- проверил, проверил -- оценил. Можно заставить мальчика делать нелюбимое дело за Попредыдущее возмездие, но можно это самое дело замутить любимым, перенеся положительные эмоции с оценки на Единый процесс. Кроме того, мы забываем со временем, что Ваши лучшие качества мы вынесли, пройдя через мудреные обстоятельства жизни. К сожалению, так устроен гражданин, что отрицательные уроки ему шагают впрок больше, чем положительные. Поколение, выросшее в рамках совместной школьной программы, книжного и иного информационного дефицита, Обладало внутри такой "пламенный мотор" -- узнать, изучить, посмотреть, выучить. модная ситуация дурна не большим Числом выборов, а тем, что этот выбор за мальчика торопятся замутить изголодавшиеся по нему предки, лишая свое чадо всякого Влечения воспользоваться хотя бы одним из них. Слишком удобная ситуация не Знает развития. Невозможно купить знания, как готовую компьютерную программу. необходимо подготовить мальчика к тому, что процесс усвоения знаний настаивает значительных усилий и непременного выполнения внушительного объема рутинной Деятельности. Ведь не случайно в множестве стран, давно Взваленных услугами цивилизации, привилегией именно Богатого класса показывается Конструкция пансионов, где подрастающее поколение учится в условиях достаточно аскетичных, по крайней мере в бытовом отношении. Там поддерживается жесткий дисциплинарный распорядок, а программа восприятия Знает непременное усвоение классических знаний наряду с Абсолютной волей Слова Личного мнения. (Воспитание Участников королевской семьи в Англии. Принц Чарльз мыл туалеты, кипятил и потреблял в внушительных количествах овсяную кашу, сваренную на жидкости.) Это необязательно может сопровождаться дурной учебой. Предписание превышает спрос.

Какой предок не Рекомендует Ради своего мальчика лучшей жизни? Кто не воображает о том, что их мальчики добьются в жизни большего, не повторят Ваших погрешностей, воспользуются лучшим из накопленного нами, старшими, эксперимента?.. Иллюзия о Блаженство своего мальчика редко ограничивается в сознании предка представлением о внутреннем покое и комфорте. Множество из нас Желают Смотреть мальчиков разносторонне просвещенными, удачными в Деятельности, Благополучными в Домашней жизни, реализовавшими все свои Возможности. И, надо пояснить, Модная жизнь готова предоставить нам все Ради воплощения похожих желаний. Что умели выбрать Ради своих мальчиков Ваши с вами предки? Общеобразовательную школу или говоровую, музыкальную или художественную, Круг кройки и шитья или художественной самодеятельности. Сейчас ситуация совершенно Другая. число специализирующихся в различных областях школ и учебных программ сложнообозримо даже Ради профессионала в этой Сферы. Свои услуги советуют многочисленные курсы иноземных языков, где можно Произучать, кажется, все -- от японского до древнешумерского. Эмоциональные службы торопятся помочь с решением любой появившейся проблемы, а студии эстетического развития набирают в свои ряды мальчиков затевая с грудного возраста. Выбор учебной литературы велик настолько, что приходится провести в супермаркете несколько часов, чтобы определиться с тем, по какому букварю наш мальчик будет Обучаться читать. А если вам не приглянулась ни одна из отечественных школ, вы Обладаете способность отправить своего мальчика набираться Ума-разума в любую иную страну. Показалось бы, можно только порадоваться, глядя, как предки Погружают в это море информации и услуг своих мальчиков , но новоиспеченные способности нередко влекут за собой и новоиспеченные проблемы. Проблемы эти делаются заметнее, когда новое, Взваленное выбором поколение добивается парнейого возраста. Возраст этот и без того общеизвестен своими сложностями: в нем часто проистекает переоценка ценностей в сторону, мало приветствуемую Ближайшим окружением, престиж предков, не обсуждая уже о педагогах, прыгает. Мальчик может кидаться из одной крайности в иную -- от Абсолютной замкнутости до развязности и циничности в общении. Он устремляется самостоятельно принимать решения, но не всегда Может и готов Соответствовать за их Следствия. Что и обсуждать, промежуток переходный, и где-то парень уже ведет себя как гражданин старший и благоразумный, а где-то продолжает оставаться по-детски бесхитростным и беспомощным. Эти проблемы, хотя порой и драматичны, но Известны и понятны -- мальчик делается старшим. Но наряду с ними в Недавнее время участились случаи обращения предков подростков по поводу достаточно специфичной и, на мой взор, отражающей именно Модную ситуацию проблемы -- мальчик (парень) ничего не Желает.

Источник: Огонек (Москва) от 28.02.2001





Навигация по сайту:стр.1стр.2стр.3стр.4стр.5стр.6стр.7стр.8стр.9стр.10стр.11


Copyright © 2009 admin@roletta.ru